Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Сербия, как и обещала, представляет 17 апреля Международному суду в Гааге свои аргументы против права Косово на независимость. Пятнадцати судьям главного суда ООН предстоит решить нелегкую, но захватывающую для любого пытливого юридического ума задачу - разобраться в том, что же такое есть Косово и имело ли оно право провозглашать независимость? Суду, по уставу, отводится до 2-х лет, чтобы дать ответ на вопрос, поставленный Сербией еще в прошлом году и утвержденный к разбирательству в суде сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Значит, «приговора» можно будет ждать в 2011 году.
Хотя судьи могли бы и поторопиться и вынести «приговор» раньше, у них нет к этому никакого стимула. А желания и надобности торопить суд и судей нет ни у кого. Потому что, по большому счету, что бы они ни решили – «за» Сербию, или «против» - нового государственно-административного статуса Косово их решение никоим образом не изменит. Кстати, Сербия уже заявила, что примет любое решение, а Приштина, устами своего премьера Хашима Тачи, декларировала нечто вроде: «Нам от любого решения будет ни холодно, ни жарко. Мы уже независимы – и точка».
Во-первых, любое решение будет консультативным. Сербия была вынуждена вынести в прошлом году свою заявку на «иск» на рассмотрение Генассамблеи ООН, а не Совета Безопасности, по той простой причине, что речь шла не о споре между государствами-членами, а о претензиях к самопровозглашенной территории. Во-вторых, в принятой резолюции Генассамблеи не идет речи о признании законной или незаконной независимости Косово как таковой. Экспертное заключение затребовано у Гааги по вопросу: «Соответствует ли одностороннее объявление независимости временными органами самоуправления в Косово нормам международного права»?
Между «незаконной независимостью» и «соответствием международным нормам права на ее объявление временными органами» есть очень большая разница. Многие сербские юристы предлагали Белграду изменить формулировку и потребовать от Гааги дать ответ на законность ПРИЗНАНИЯ государствами ООН независимости Косово в соответствии с нормами международного права и резолюциями ООН. Но на это Белград не пошел, считая, что такое разбирательство займет слишком много времени, поскольку придется исследовать причины признания Косово каждой страной в отдельности.
Таких «причин», как известно, на сегодня ровно 57. К 16 апреля этого года ровно такое число государств признали независимость Косово. Самое интересное в том, что из 27 государств Европейского Союза Косово на данное время признали 22. Испания, Греция. Румыния, Кипр и Словакия, в которых либо бурлят, либо периодически вспыхивают сепаратистские настроения разного рода национальных меньшинств, до сих пор признавать Косово не хотят. Словакия признала паспорта Косово, но официально, на государственном уровне, никакого признания нет. Из «больших» Косово не намерены признавать Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина (там все еще надеются «отобрать» у Британии Мальвинские (Фолклендские) острова), Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.
Пока Гаага будет решать, как поступить с косовским правом на провозглашенную независимость, процесс признания Косово наверняка замедлится. Вердикт будет скорее иметь серьезное символическое значение. Хотя пока даже трудно сказать, в какую сторону повернутся умы гаагских судей – школ норм признания или непризнания независимости государства в международном юридическом мире существует несколько. Равно как и критериев. И, как очень часто бывает в мире международного права, любое «исходящее» решение обычно полно таких размытых и искусных формулировок, что его легко можно будет тянуть в разные, иногда противоположные, стороны. От гаагского суда ждать чего-либо из ряда вон выходящего в этом отношении не стоит. Они же не сумасшедшие, гаагские судьи, чтобы выдавать сверхконкретный вердикт и приговаривать международную юриспруденцию к ярму «стального прецедента».
Если суд примет решение не в пользу косовских албанцев, это, естественно, возбудит многие сепаратистские головы. Но они, на фоне нынешнего кризиса, уже и так возбуждены. Навряд ли их можно будет взбудоражить еще больше. Но это, - если «за» Сербию. Скорее всего, будет нечто посередине. И уж в любом случае судьбу Косово никакой приговор не изменит.
Судьи гаагского суда отнюдь не хирурги. И горячим головам в Сербии или в любой другой стране не стоит ждать, чтобы они «прирастили» к Сербии официально год назад (независимость была провозглашена 17 марта 2008 года), а фактически уже с весны 1999-го года (начало натовских бомбардировок Югославии) ампутированное Косово. Сделать это не удастся уже никому. И по большому счету, винить в этом сербы (а ранее еще и жители Югославии) должны собственные правительства, начиная даже не с Милошевича, а еще раньше. Они мало занимались «швами», которые связывали Косово и Метохию (официальное югославское название края) с Югославией, и эти швы постепенно разъехались. А уж окончательно были перерублены натовскими бомбардировками.
Косово в настоящее время разделяет статус других полу- или частично признанных или вообще непризнанных, но самопровозглашенных государств. Среди них Тайвань, Приднестровье, Турецкая республика северного Кипра, Абхазия, Южная Осетия и де-факто независимое государство на северо-востоке Шри-Ланки – тамильский Тамил-Илам. Из всех вышеперечисленных ближе всего к Косово стоит Тайвань. Как-никак его признали 22 государства. Правда, более или менее крупными из них можно назвать только Никарагуа, Сальвадор и Парагвай. И, «по весу», еще и Ватикан. Тайвань наверняка уже давно «выбился бы в люди», если бы не Китай. Все, кто не признал Тайвань, всегда опасались раздражать своим признанием Поднебесную. Северный Кипр, Абхазия и Южная Осетия имеют за собой по одному (Турция) или, как в случае с кавказскими республиками, двух «признавантов» - Россия и Никарагуа.
Поскольку вопрос о расширении международного признания Тайваня уже фактически не стоит, то следить за юридическо-философскими размышлениями судей в Гааге будут с наибольшим интересом все остальные частично признанные и/или еще не провозглашенные, но сепаратистски настроенные территории и народы. Их в мире не так уж и мало, как может показаться. Причем они есть и в Европе (венгры Румынии, баски в Испании, албанцы в Македонии и Греции, корсиканцы во Франции, «северяне» в Италии, католики в Ольстере и прочие), и в Азии, и в Северной Америке, и в Южной, и в Африке.
Суд в Гааге призвал все заинтересованные страны ООН представить ему свою аргументацию «за» или «против» независимости Косово до 17 июля. После этого он и начнет всерьез разбирать дело. Кстати сказать, косовскую сторону будет представлять британец Майкл Вуд, один из самых известных мировых экспертов по международному праву. Он был юрисконсультом Совета Безопасности ООН, занимался разработкой конвенций ООН по морскому праву, готовил правовые обоснования дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине, с 1995-го года занимался проблемами Косово.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции