Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Заняв свое место в президиуме расширенной коллегии министерства финансов РФ во вторник, министр Алексей Кудрин выступал с видом человека, доказавшего свою правоту. События последних шести месяцев подтвердили правильность его линии на создание мощного стабилизационного фонда. Линии этой он придерживался все последние пять лет, несмотря на жесточайшую критику со стороны некоторых депутатов Госдумы и партийных лидеров. Правда, правоту Кудрина подтвердила беда – финансовый кризис.
По расчетам Минфина, в 2009 году федеральный бюджет недосчитается 4 триллионов 213 миллиардов рублей запланированных доходов, то есть денег в государственную казну поступит на 38,6% меньше, чем закладывалось Федеральным законом о бюджете от 24 ноября 2008 года. Значит, бюджет надо пересматривать.
Кудрин сообщил, что проект закона, вносящего изменения в принятый уже бюджет на 2009 год и на период до 2011 года, поступит в Госдуму уже завтра. А пока обнародованы основные параметры нового бюджета. В этом году он впервые с 2000 года будет дефицитным, причет дефицит составит 7,4% от ВВП страны, то есть 2 триллиона 978 миллиардов 400 миллионов рублей. Эта сумма будет профинансирована в основном за счет средств Резервного фонда, а не за счет увеличения государственного долга РФ. Для полного покрытия недополученных доходов и увеличенных расходов бюджета планируется использовать (в основном) средства все того же Резервного фонда в объеме 2 триллиона 746 миллиардов рублей (то есть 62,2% от его величины).
Дефицит в 7,4% ВВП – много это или мало? Напомним, что величина Резервного фонда составляет примерно 12% ВВП, так что получается, что в первый же «тощий» год мы проедим больше половины накопленных в «тучные» годы богатств. Еще в январе-феврале назывались цифры дефицита бюджета-2009 в 5-6% ВВП, а высказанное тогда же на пресс-конференции теоретическое допущение помощника президента Аркадия Дворковича о возможном росте дефицита до 10% ВВП вызвало среди общественности нечто вроде паники.
Нынешняя определенность обнадеживает, а если кому-то размер дефицита и покажется чрезмерным, то стоит сравнить его с заимствованиями других, намного более экономически благополучных государств. В США дефицит бюджета составит, по расчетам конгресса, 13,5% ВВП, в Великобритании – 9,3%, во Франции – 6,6%. Учитывая огромные размеры бюджетов этих стран, эти проценты означают триллионы долларов и евро. На этом фоне российский дефицит в 2 триллиона 978 миллиардов рублей (именно эта сумма и составляет 7,4% ВВП) выглядит вполне прилично.
Другой важный вопрос - что же сулит этот дефицит российской экономике? Недавно председатель правления ООО «Дойче банк» Йорг Бонгартц, являющийся главным представителем Deutsche Bank в России на заседании российско-немецкой НГО «Петербургский диалог» выступил с прогнозом развития российской экономики. Эксперты «Дойче банка» подготовили этот прогноз исходя из прогноза бюджетного дефицита в 7-8%, то есть именно такого дефицита, который и заложен Минфином. Так вот, по этому прогнозу, уже в 2010 году рост российской экономики должен составить 4%. Если верить обзору Бонгартца, оптимизм Дойче банка разделяет и большинство немецких бизнесменов в России: 46% из них ожидают улучшения экономического климата в России в наступившем году и только 30 процентов ждут ухудшения. При этом 66 процентов наращивают штат своих российских сотрудников.
Правда, в своем выступлении министр Алексей Кудрин предостерег от чрезмерного оптимизма. Еще в конце 2008 года ожидалось, что в 2009 году российский ВВП продемонстрирует умеренный рост, а сегодня ожидается даже снижение.
«Между тем при грамотной финансовой политике бюджетные расходы должны расти не быстрее роста ВВП,- пояснил Кудрин. – Наша уязвимость от кризиса больше, чем в странах с более диверсифицированной экономикой. Поэтому 2009 год должен стать уникальным годом. Мы не должны повторить дефицит 2009 года в ближайшие несколько лет. Дефицит в 3% – это тот рубеж, которого мы должны стремиться достичь в 2011 году».
Выступивший на сегодняшней коллегии Минфина помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что даже дефицит в 5%, который прогнозируется Кудриным на 2010 год, является недопустимым – при таком дефиците «мы создадим для нашей экономики риски уже в среднесрочной перспективе».
Впрочем, министра финансов можно обвинить в чем угодно, но только не в шапкозакидательстве и легкомыслии: конца кризиса в ближайшие несколько месяцев ожидают многие, но не Кудрин. Глава Минфина напомнил, что рецессия начала девяностых в США продолжалась всего восемь месяцев, зато восстановительный период после нее занял 92 месяца. Между тем таких возможностей для роста, которые были у России в 2000-2008 гг., по словам Кудрина, «мы еще 10, 20, а может быть, и 50 лет иметь не будем». А значит – нужно установить для министерств и ведомств «потолок» финансовых расходов, выше которого подниматься они не должны ни при каких обстоятельствах.
Что ж, министр финансов по определению должен быть кем-то вроде бальзаковского Гобсека или мальчика Прошки из рассказов Андрея Платонова, вечно ожидающего то мора, то неурожая. Такая у него работа. И как показывают последние события, работа эта – нужная.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции