Рейтинг@Mail.ru
Музей войны в Кабуле как напоминание о войне и предостережение от нее - РИА Новости, 13.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Музей войны в Кабуле как напоминание о войне и предостережение от нее

© РИА Новости / Андрей ГрешновРакеты комплекса Р-300 "Скад", применявшиеся в Афганистане
Ракеты комплекса Р-300 Скад, применявшиеся в Афганистане
Читать ria.ru в
Дзен
По словам доктора Гуляма Дастагира Хазрати, музей служит не только местом паломничества сотен туристов, киногрупп и фотографов и любознательных афганцев, но одновременно представляет из себя учебную базу.

КАБУЛ, 13 апр - РИА Новости, Андрей Грешнов. У подножья возвышающегося над Кабулом холма "Тапе-йе Маранджан", где расположено старинное кладбище, когда-то служившее местом упокоения королям, затем павшим героям Апрельской революции, потом моджахедам, а ныне превратившееся в излюбленное место отдыха кабульцев, на большой ухоженной территории раскинулся афганский Музей войны.

С его хозяином и попечителем, миллионером Каримом Фазелем Каримом мы встречаемся уже второй раз. В первую нашу встречу Фазель приглядывался ко мне очень пристально, расспрашивая об участии в советско-афганской войне и отношении к пуштунам. Он намеренно говорит только на пушту - языке главенствующего в Афганистане народа и на английском, избегая языка дари.

Внимательно выслушав мои рассказы о некоторых экспонатах его Музея Войны, с которыми пришлось сталкиваться в реальности, Фазель разрешил сделать репортаж о нем, а также привести сюда всех россиян, кому это интересно, посмотреть на то, что когда-то летало, стреляло, взрывалось, убивая и калеча людей, губя судьбы во имя безумных идей и несбыточных идеалов.

Высокий, плотного телосложения и уверенный в себе Фазель является владельцем и президентом одного из сильнейших и популярнейших в Афганистане пуштуязычного телеканала "Шамшад", здание которого он сам и построил, одновременно возглавляя программу по разминированию c типично афганским названием OMAR (Organization for Mine Clearance and Afghan Rehabilitation).

По словам Фазеля, идея создания такого музея появилась сразу после того, как работники программы разминирования начали находить в земле "эхо войны", причем не только афганско-советской, но и всех трех англо-афганских. После того, как было найдено несколько десятков ценнейших исторических экспонатов, включая британские корабельные пушки и полевые орудия, а также собрана богатейшая коллекция мин всех мыслимых и немыслимых разновидностей, в 1994 году был создан Музей войны. Первоначально он размещался на небольшой территории на улице Вазир Акбар Хан, но после того, как Фазель выкупил землю и подготовил площадку, музей переехал в район Чамане Хозури, к подножью исторического кладбища.

Сам хозяин музея был в это день сильно занят - одновременно возглавлять телеканал и программу разминирования дело довольно сложное, а потому прогулка на свежем воздухе была для него своего рода отдушиной. На площадке снимала документальный фильм журналистка из киносъемочной компании НАТО, которой надо было многое разъяснять; да и крестьяне, сажавшие деревья и цветы на газонах между экспонатами, нуждались в руководящих указаниях. А потому Фазель вызвал мне квалифицированного гида - доктора Гуляма Дастагира Хазрати, который помог разобраться в сложной структуре музея.

По словам Хазрати, музей служит не только местом паломничества сотен туристов, киногрупп и фотографов и любознательных афганцев, но одновременно представляет из себя учебную базу. Программа OMAR подразделяется на два раздела - непосредственного разминирования и противодействия минной угрозе. Сам он учит детей и взрослых методам обнаружения и распознавания мин, минных ловушек и взрывных устройств.

Войдя в здание "внутреннего" музея, Хазрати сразу указал мне на каменную мемориальную доску с выбитыми на ней именами и разъяснил, что здесь увековечены имена тех, кто стоял у истоков программы и погиб, очищая афганскую землю от мин. Примечательно, что это были люди разных убеждений и профессий, которых объединяла одна общая идея - сделать так, чтобы афганские дети не боялись ходить по своей земле спокойно.

Ширпур Хан - супервайзер программы противодействия минной угрозе, выпускник правового факультета Кабульского госуниверситета. Шах Мохаммад - мастер программы противодействия миной угрозе, выпускник научного факультета Кабульского госуниверситета. Гулям Дастагир - учитель. Абдель Мансур - офицер афганской армии, получивший диплом в военном Университете и учившийся пять лет в Советском Союзе. Азизулла - врач. Мохаммад Айяз - известный писатель и поэт, издавший в Афганистане десятки своих книг. Абдул Рахман - водитель... Этот скорбный список, по словам моего гида, можно было бы читать бесконечно.

"На этой доске выбиты имена лишь тех, кто начинал в самое трудное время, когда наша земля буквально кишела минами и неразорвавшимися боеприпасами. А если бы высечь в камне имена всех погибших саперов, то места на стенах музея для мемориальных досок не хватило бы", - сказал гид.

Экспозиция выставки мин очень богатая. Хазрати подвел меня к стеллажу с вырытыми из земли советскими минами - ему они были очень интересны, - а затем к витрине с самыми современными и наиболее опасными "кластерными" американскими минами, использовавшимися в борьбе с талибами.

Мое внимание сразу привлекло то, с чем приходилось сталкиваться в жизни. Вот они, наверное самые подлые в мире противотанковые и противопехотные мины, изготовленные из полимеров. Мало кто знает, что в 80-х годах прошлого столетия, когда советские граждане мечтали стать обладателями супермодных "Жигулей", концерн "Фиат", приложивший руку к созданию этой популярной марки легковых автомобилей, одновременно изготавливал и эти мины, получившие у советских солдат и офицеров прозвище "итальянки".

Эти мины не поддаются обнаружению металлодетектором, так как не содержат металлических частей. Взрывной механизм устроен так, что на ней может подорваться только десятая или пятнадцатая машина в колонне. С каждым наездом колеса "флажок" взрывателя поднимается все выше, пока не замыкает контакт.

В окутанном полумраком зале музея стоит то, что стреляло по англичанам и гражданам Советского Союза. Это и минометы - от крупнокалиберных до "партизанских" с радиусом действия всего в 600 метров, - и безоткатные орудия и ружья на треногах, пережившие все афгано-британские войны и успешно применявшиеся против нашего Ограниченного контингента. Есть тут и совсем неожиданные экспонаты, "чапаевские"...

Мы выходим с Хазрати на улицу - туда, где выставлено наиболее грозное оружие и боевые машины, применявшиеся в войне 1979-1989 годов. Посреди зеленого поля стоит оперативно-тактическая ракета комплекса Р-300, известная всему миру как "Скад", наводившая в свое время ужас как на моджахедов, так и на мирное население. Неподалеку - зенитные установки, которыми душманы сбивали наши вертолеты, рядом советские гаубицы и самоходные артиллерийские установки, утюжившие позиции моджахедов.

На последней "литерной" стоянке застыла гроза тех далеких дней - боевой советский вертолет Ми-24, а рядом уже совсем не грозный военно-транспортный вертолет, на котором афганцы нарисовали картину мирной жизни - крестьян, убирающих урожай и девушку с кувшином на плече.

У самого входа в музей стоит четырехкрылый советский самолет, на котором автор репортажа, будучи военным переводчиком, должен был лететь в апреле 1980 года в город Джелалабад, но самолет тогда сломался и не полетел. По слухам, его сбили моджахеды в начале 80-х, а вот Фазель нашел и привез в свой Музей войны.

Было тяжело и грустно ходить по этому музею своего и чужого прошлого. Директор, почувствовав это, оставил "натовскую" девушку и подошел к нам.

"Мы закрыли старую страницу в истории. Мы, конечно, будем ее помнить, и я буду признателен за любой документальный фильм о войне 80-х. Ведь люди должны знать правду о ней, а не слушать россказни псевдомоджахедов или политиканов. Но все-таки пришло время начать все с самого начала, вновь строить наши отношения на основе дружбы, взаимного уважения, справедливости и понимания", - сказал директор, пригласив всех русских посетить его музей.

"Входную плату мы не берем. У входа стоит копилка, в которую каждый сможет бросить столько денег, сколько подскажет ему сердце. Они нужны нам только для поддержания этого музея. Ведь не зная своего прошлого, людям будет трудно предугадать свое будущее", - сказал на прощанье Фазель.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала