Александр Песляк, РИА Новости
Сорок седьмой День космонавтики отмечают 12 апреля в России. Сорок седьмой - потому что решение о празднике в СССР было принято через год после полета Юрия Гагарина. Потом еще шесть лет через Международную авиационную федерацию стремились утвердить этот триумф как планетарный. Но 12 апреля так и не стал Всемирным днем космонавтики: неявное противодействие одних, слабая активность других, наконец, решающий фактор - советские войска в Праге в 1968 году. Поэтому из года в год упрямо повторяющийся в СМИ титул "Всемирный" - желаемое, но не действительность.
С той поры более сотни отечественных и несколько сотен зарубежных кандидатов прошли отбор, подготовку и стартовали на околоземную орбиту (а два десятка астронавтов США облетели вокруг Луны, совершали посадку). Орбитальную станцию третьего поколения уже десятый год строят и обживают профессионалы и туристы из России, США, стран Европы, Азии и Латинской Америки. В мае этого года на орбите начнут трудиться шесть человек.
Для околоземных и лунных полетов в подмосковной «Энергии» в кооперации с Центром Хруничева будут строить 6-местный пилотируемый корабль. Бескрылый, многоразовый. А ракету среднего класса под него для пусков уже с дальневосточного космодрома спроектирует самарский "ЦСКБ-Прогресс". Правда, до сих пор об этой ракете нет никаких данных.
Наконец, подтверждено, что до 2015 г. на орбитах появятся 13 телекоммуникационных спутников, а отработавшие ресурс "Бонум-1" и "ЕвтелСат-W4" будут замещаться аппаратами-долгожителями (12-15 лет).
Реформа в отрасли, укрупнение повлекли смену руководителей ряда крупнейших предприятий отрасли - флагмана ракетного двигателестроения "Энергомаш", КБ общего машиностроения (наземная стартовая инфраструктура), КБ «Марс» (бортовые системы управления). Космонавт-конструктор Сергей Крикалев возглавил Центр подготовки космонавтов имени Гагарина, переподчиненный от военных Роскосмосу.
Разумеется, в космической отрасли, сложнейшей и важнейшей для безопасности и для развития высоких технологий, не может обходится без сложностей и проблем. Часть из них решается оперативно, часть - с помощью высокого администрирования (тот же ГЛОНАСС), часть же остается вне зоны приоритетного внимания и действий.
Но от этого проблемы не исчезают, не рассасываются. Например, в российский сегмент МКС пока входят три модуля (по пересмотренному плану запланировано пять базовых блоков вместо ранее предполагавшихся восьми). Проблемными остаются и сроки готовности ракет семейства "Ангара", и контроль за графиком строительства стартовой позиции на Севере.
Сегодня более 80% многомиллиардного мирового рынка космических услуг – это услуги связи. Но доля России составляет лишь около процента, включая и пусковые услуги. По данным одного из главных конструкторов, на наших спутниках телекоммуникации стоит по 30 каналов связи, а на американских - уже под тысячу. Говорить о конкурентоспособности здесь вряд ли стоит.
По словам руководителя РКК "Энергия" Виталия Лопоты, крайне важно создать отечественную электронную компонентную базу. Иными словами, она все еще не создана. Он же признает, что практически не существует и космического машиностроения с передовой станкостроительной базой: в той же корпорации "Энергия" станки и оборудование возраста не более 5 лет составляют менее 1%.
В этом же ряду - проблема переразмеренности (неоправданное задачами превышение характеристик) космической промышленности, которую упомянул недавно в докладе премьеру Владимиру Путину глава Роскосмоса Анатолий Перминов, устранение дублирования в технологической и экспериментальной базе, разумная загрузка производства. Стоит добавить сюда и малоизученную проблему "стареющих без дела сокровищ" - тысяч станков, огромных площадок под так называемые мобилизационные мощности.
По финансированию гражданской компоненты космической отрасли Россия находится на 6-ом месте, на порядок уступая США и вчетверо - европейской интеграции. Однако когда макет будущего американского корабля "Орион" демонстрируют публике (при том что появится он через 3-4 года), все-таки не вполне уместно оправдывать российские задержки с тендерами только тем, что денег мало.
В сотрудничестве - то рывки, то торможения. После пауз возобновляется содействие Мексике, Кубе, или Южной Корее. Но Европа отказала в доверии нашей ракете "Рокот", да и пилотируемый корабль будут строить сами - а не вместе с нами.
В марте этого года после переговоров с руководством Европейского космического агентства глава Роскосмоса и директора предприятий встретились с Владимиром Путиным. Премьер подтвердил приоритетное значение высокотехнологичного ОПК как одного из локомотивов экономики. Озвучил антикризисные меры в виде прямой финансовой поддержки "оборонке": 3 млрд госгарантий ракетным двигателистам, 16-ти предприятиям отрасли - субсидии на возмещение части затрат для уплаты процентов по кредитам.
Центру Хруничева выделено 8 млрд рублей на докапитализацию. Но сопоставление падения долларовой задолженности и роста рублевой заставило задуматься: только ли девальвация рубля виновата? Валютный долг Государственного космического центра сократился всего на 2 млн долларов, зато рублевый вырос на 9 млрд рублей. Более того, по прогнозам дирекции, выручка до 2014 г. включительно упадет втрое, а число пусков - с 24 до 11 (сюда входят и запуски по Федеральной космической программе, и коммерческие, с зарубежными спутниками).
Директор Центра Владимир Нестеров заметил, что требование дополнительных 10 млрд рублей под испытания ракетного комплекса "Ангара" можно снять, перебросив на это средства с мегастройки на космодроме Плесецк. Однако вице-премьер Сергей Иванов решительно отверг идею: ведь перспективное семейство ракет "Ангара" - важнейший козырь в демонстрации позиций ведущей космической державы, а дальнейшее затягивание строительства старта грозит показать неэффективность госуправления крупнейшим проектом. Ракета в легком и тяжелом варианте должна стартовать в 2011 году.
На встрече Владимир Путин заявил: "В проекте скорректированного бюджета на 2009 год ассигнования на развитие ракетно-космической отрасли не снижаются. Все оставили". Но 82 млрд рублей при 14-процентной инфляции сильно "усохнут", реально оперировать придется суммой чуть более 70 млрд рублей. Значит, неизбежно урезание программ.
Чтобы не наступать на грабли, надо работать творчески, комплексно, на опережение. Пока же примеры свидетельствуют об обратном.
В конце июля 2008 г. Дмитрий Медведев подписал Указ "О праздновании 50-летия полета в космос Ю. А. Гагарина"; 2011 год объявлен Годом российской космонавтики, а через полгода должен был начать работу Оргкомитет по подготовке юбилея. Пока поручение Президента выполнил только мэр Москвы, который набрал список мероприятий на четыре страницы. Определить, что лучше - много или вовремя - еще предстоит. Тем временем 11 апреля Юрий Лужков открывает реконструированный Мемориальный музей космонавтики.
Другой пример: объявленный в этом году ООН Всемирный год астрономии нашел серьезное отражение как в работе зарубежных космических ведомств (повышенное внимание к летающим обсерваториям), так и в эффектных информационных проектах. Специалисты НАСА организовали 24-часовое интернет-путешествие "Вокруг света с 80 телескопами", познакомив аудиторию с работой наземных станций в ЮАР, Испании, Германии, на Гавайях, а также с кадрами с космических обсерваторий "Хаббл", "Чандра", "Кеплер". Европейцы готовят аппараты "Гершель" и "Планк" для исследования Вселенной.
Первая российская солнечная обсерватория "Коронас-Фотон", запущенная недавно, тоже "отметилась", получив значимые результаты о пульсациях светила. А вот трех наземных обсерваторий в СНГ, по словам академика Анатолия Черепащука, наши ученые лишились. Да и со столичным планетарием уже второе поколение школьников незнакомо. Пробудить интерес молодежи решил фантаст Сергей Лукьяненко. Он организовал Интернет-конкурс, победитель которого полетит... на частном космоплане. Американском. Но ведь и НПО "Молния" предлагало свой проект. Возможно, сочтен нецелесообразным.