Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.
Если верить американским военным, то у них в руках появилось оружие ХХI века, которое десятилетиями предрекали фантасты. Официально заявлено об успешных наземных испытаниях боевой лазерной установки для борьбы с баллистическими ракетами, предназначенной для размещения на авиационных носителях.
Проект под названием Airbone Laser (ABL) – «летающий» лазер - разрабатывали с 1996 г. Первоначально стоимость программы оценивалась в 2,5 млрд долл. Однако создание лазера «несколько» затянулась и расходы уже превысили 5 млрд. К завершению проекта в целом они должны составить порядка 12-13 млрд. Трудно сказать насколько оправданы такие затраты и насколько активной будет лазерная система, как составляющая часть эшелонированной противоракетной обороны. Решающими для определения дальнейшей судьбы ABL станут предварительно намеченные на август 2009 г. летные испытания с реальным перехватом баллистической ракеты. По их результатам будет приниматься решение о создании второго самолетного прототипа для дальнейших испытаний и последующей постройки пяти штатных машин, оснащенных боевым лазерным комплексом.
Основными участниками программа являются такие ведущие американские оборонные компании, как Boeing - главный подрядчик и поставщик самолетов-носителей лазера Боинг-747, Northrop Crumman – создатель лазерного комплекса и Lockheed Martin – разработчик комплекса управления, а также ВВС США и Агентство противоракетной обороны.
Надо сказать, что сам лазер не совсем обычный. Поскольку на борту самолета не было возможности разместить возбуждающий излучение генератор, достаточно мощный для того, чтобы сбивать ракеты, в проекте ABL использовали так называемый химический кислородно-иодный лазер COIL (Chemical Oxygen Iodine Laser). В нем в результате химических реакций возникают фотоны, которые и формируют лазерный луч. Целью такого лазера станет топливный бак ракеты. В доли секунды лазерный луч должен разогревать его до высоких температур, бак взрывается и ракета разрушается.
Если, конечно, на ней не были приняты меры противодействия лазерному излучению. Как активные – придание ракете вращательного движения, так и пассивные – нанесение на корпус отражающего покрытия, своего рода «зеркальной оболочки». Впрочем, и они по многим причинам не смогут служить достаточно эффективной защитой от поражения ракеты, а с дальнейшим повышением мощности лазерного излучения будут и вовсе бесполезными.
После принятия на вооружение самолеты с лазерным комплексом должны стать составной частью национальной системы противоракетной обороны США и, по мнению американских военных, смогут уничтожать баллистические ракеты противника на начальном участке траектории. По замыслам в основном они должны будут действовать против ракет средней дальности, а более вероятно, лишь против оперативно-тактических.
Почему именно средней, а не межконтинентальной дальности? Да потому что поражающее действие американского лазера в идеальных условиях ограничено 320-350 км. Значит, самолет-носитель лазерного оружия должен будет барражировать в радиусе пары сотен километров от расположения ракетных установок, чтобы иметь возможность сбивать взлетающую ракету еще на стадии разгона. И, в то же время, он должен находиться на достаточном удалении от границ противника, чтобы не опасаться его ПВО. Позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет расположены, как правило, в глубине территории страны, и, если самолет-носитель лазера ненароком окажется там, то будет немедленно уничтожен.
Конечно наиболее предпочтительный вариант его боевого дежурства над своей территорией или вблизи нее, что не требует дорогостоящих мероприятий по охране, дозаправке и прочему. Но тогда дальность действия лазера должна быть увеличена многократно, что технически пока не реализуемо.
По мнению командующего ВВС США самолетно-лазерные комплексы смогут нести дежурство в позиционных районах патрулирования подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами.
Но, во-первых, дальность баллистических ракет ПЛ сегодня такова, что лодкам не нужно выходить для патрулирования за пределы своих территориальных вод. Не говоря уже о том, что они могут выполнять пуски, даже не отходя от пирса. Во-вторых, лазер может представлять опасность только для «тонкостенных» жидкостных баллистических ракет. Но не для твердотопливных, каковыми являются российские «Тополь» - сухопутная ракета и «Булава» - морская.
Таким образом, принятие Америкой на вооружение лазера воздушного базирования может позволить ей лишь воспрепятствовать угрозам со стороны стран, уже освоивших ракетные технологии, но не способных обеспечить полноценную противовоздушную оборону своей территории.
Главная опасность состоит в том, что Пентагон со временем может попытаться вывести лазерное оружие в космос. Естественно на это сразу же будут приняты ответные меры, и результат станет плачевным для всех.
В свое время работы по созданию лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей в полете, выполнялись и в Советском Союзе. По мнению многих экспертов, он стал первой страной, достигшей в этой области заметных практических результатов. Первая достаточно мощная установка была испытана еще в 1972 г. Уже тогда мобильная «лазерная пушка» вполне успешно поражала воздушные цели.
Особое внимание уделялось лазерным комплексам самолетного базирования. В 1977 г. в ОКБ им. Бериева начались работы по созданию на базе Ил-76МД летающей лаборатории «1А», на борту которой размещалась установка, предназначенная для исследований распространения лучей лазера в верхних слоях атмосферы. Работы проводились широкой кооперацией предприятий и научных учреждений всей страны, основным из которых являлось ЦКБ «Алмаз».
Впервые летающая лаборатория поднялась в воздух в августе 1981 г. В ходе полетов отрабатывались методология проведения испытаний, пути совершенствования характеристик основных устройств лазерных комплексов. По результатам испытаний была создана и поднята в воздух в августе 1991 г. вторая летающая лаборатория «1А2». Таким образом, усовершенствование лазерного комплекса продолжилось.
Успехи этих работ в значительной степени определялись вниманием, которое уделяло им руководство страны. В результате был накоплен большой опыт разработки сложных систем вооружений, к исследованиям привлечены опытные специалисты, были наработаны необходимые технологии, созданы квалифицированные научно-технические школы и коллективы.
В настоящее время усилия, прежде всего ОАО ГСКБ «Алмаз-Антей», направлены на создание и испытания опытного образца лазерного комплекса авиационного базирования для противодействия в инфракрасной области спектра разведывательным средствам возможного противника на земле, на море, в воздухе и, если понадобится, в космосе.
В программе вооружений, которая была одобрена Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии, есть соответствующие разделы, которые предполагают и осуществление дальнейших работ по исследованиям и разработкам лазерного оружия. Конечно, это вовсе не означает, что Россия, как и в свое время СССР, втягивается в новую гонку вооружений. Просто руководство страны не имеет права не замечать, что лазерное оружие уже «поднимается» над землей, и должно реагировать на эти факты.
Впрочем, ситуация может и измениться. Появились сообщения, что новая американская администрация во главе с президентом Бараком Обамой намерена подвергнуть тщательному анализу целесообразность расходования больших средств на реализацию некоторых амбициозных военных проектов.
Программа создания ABL, по всей видимости, может оказаться в числе первых кандидатов на ревизию и пересмотр. Соответственно иной станет и позиция России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции