Рейтинг@Mail.ru
Повести Гоголя на экране: от первого фильма ужасов до детектива - РИА Новости, 30.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Повести Гоголя на экране: от первого фильма ужасов до детектива

Читать ria.ru в
Отечественные и зарубежные режиссеры не раз обращались к творчеству Николая Гоголя. В этом году ожидается две крупнобюджетные премьеры – фильм по повести "Тарас Бульба" и очередная экранизация "Вия".

Отечественные и зарубежные режиссеры не раз обращались к творчеству Николая Гоголя. В этом году ожидается две крупнобюджетные премьеры – фильм по повести "Тарас Бульба" и очередная экранизация "Вия".

Работа над новым "Вием" близится к завершению. На сей раз авторы подошли к экранизации с научной точки зрения, превратив страшное народное предание в детективную историю, в которой за фантастическими событиями будет скрываться реальное событие.

Режиссер Олег Степченко снял картину по первой неотредактированной рукописи повести Гоголя. Действие фильма происходят в начале XVIII века. Картограф Джонатан Грин проделывает путь из Европы на Восток. Преодолев Карпатские горы, он оказывается в затерянной среди лесов деревушке. Живущий здесь народ  оградил себя от остального мира глубоким рвом, пытаясь уберечься от чудовища, живущего в топях болот.

"Вий" будет представлять собой трилогию. В первом фильме "Вий. Возвращение" появятся такие актеры как Нина Русланова, Валерий Золотухин, Андрей Смоляков Алексей Чадов, Андрей Смоляков и известный английский актер Джейсон Флеминг. Продвижением картины в США уже заинтересовался друг Флеминга Бред Питт.

"Вий" - первый фильм ужасов Советского Союза

Интерес к творчеству Гоголя зародился еще на заре кинематографа. В 1909 году появилась первая экранизация классика – немой фильм "Вий", снятый режиссером Василием Гончаровым. А в 1927 году к фантастической повести Гоголя обратился режиссер Петр Чардынин в фильме "Черевички". Однако, как пишет "Кино-театр.ru", до наших дней эта лента не сохранилась.

Съемки фильмов по произведениям Гоголя не редко сопровождались мистическими событиями, жертвами которых становились сами актеры и создатели фильма. Примером такого необъяснимого явления стал снятый в 1967 году "Вий" – первый фильм ужасов Советского Союза. После премьеры один за другим стали умирать его создатели: оператор, режиссер-постановщик, два актера, в том числе исполнитель роли Вия.

Наталия Варлей, исполнившая в фильме роль Панночки, считает, что сниматься в картине "Вий" было страшным грехом. Согласно актерским суевериям, изображать на экране или на сцене смерть своего персонажа категорически нельзя.

"На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла...", - рассказывает актриса.

Кстати, церковь, в которой проходили съемки фильма, три года назад сгорела, пишет  newsru.com. Действующий храм Пресвятой Богородицы в карпатском селе Горохолино-Лес сгорел дотла за считанные часы, несмотря на усилия пяти пожарных расчетов.

Для Наталии Варлей съемки в фильме тоже имели свои последствия. После премьеры актриса надолго заболела, пишет mielofon.ru. Ее долгое время преследовали несчастья, роковым образом связанные с "Вием"; они прекратились лишь после того, как актриса приняла крещение.

По мотивам гоголевского "Вия" итальянский режиссер Марио Бава снял фильм "Lа maschera del demonio" ("Маска демона", 1960). Сюжет фильма достаточно сильно отличается от повести: молдавскую княгиню казнят за колдовство, а двести лет спустя двое ученых, направляющиеся в Миргород, находят древний склеп, и княгиня восстает из мертвых. Как пишет сайт "Гоголь.ру", главную роль в картине сыграла "темная королева" итальянских  фильмов  ужасов - актриса Барбара Стил.

"Тарас Бульба"

"Тарас Бульба" экранизировался в Германии (два раза), Франции, Великобритании, Италии, США и Чехословакии, однако на родине писателя не было снято ни одного фильма, основанного на этой повести. Несмотря на огромный интерес отечественных режиссеров к этому произведению, его съемкам всегда что-то мешало.

В 1940 году за повесть Гоголя попытался взяться Александр Довженко. И вот, когда на киевской киностудии уже был назначен первый съемочный день – 22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война. Тогда на фронт ушла  большая часть съемочной группы, пишут "Новые Известия".

Классик отечественного кинематографа Сергей Бондарчук мечтал экранизировать "Тараса Бульбу" в конце 60-х годов. Он сам написал сценарий и был готов сыграть в фильме главного героя, но в Минкультуры сценарий не понравился - чиновники настоятельно порекомендовали Бондарчуку подыскать "какое-нибудь другое произведение для воплощения на экране".

Идея экранизации "Тараса Бульбы" нашла продолжение за океаном. В США в 1967 году свою версию представил американский режиссер Дж. Ли Томпсон  - автор "Планеты обезьян" и "Копей царя Соломона".

Только недавно за экранизацию "Тараса Бульбы" взялся отечественный режиссер – Владимир Бортко. В отличие от американских коллег он решил максимально приблизить экранизацию к оригиналу.

События фильма происходят в тяжелое для запорожских казаков время борьбы с Речью Посполитой. В центре сюжета – судьба казака Бульбы и двух его сыновей - старшего Остапа и младшего Андрия, который предпочел отречься от отца, брата и Родины ради прекрасной польской панночки.

Съемки фильма велись в России, в Польше и в Украине - на острове Хортица, в Бахчисарае, Каменец-Подольском, Киеве, Хотине и в других городах.

Режиссеру удалось собрать на съемочной площадке как российских, так и украинских знаменитостей. Михаил Боярский снялся в фильме в роли  "доброго казака Мосия Шило". А в знаменитого запорожца Тараса Бульбу превратился актер Богдан Ступка. Его жену играет Ада Роговцева, а сына Андрия - Игорь Петренко.

Богдан Ступка признался в интервью "Комсомольской правде", что для него невероятно тяжкий момент в фильме происходит тогда, когда отец Тарас убивает сына Андрия за измену.

"Это же сын, каким бы он ни был, даже преступником! Не знаю, как Бортко решит. Надо, чтобы психологически оправданно. Иначе не имеет смысла. Кстати, у Гоголя, оказывается, существовал и второй финал повести - где он не сжигает и самого Тараса Бульбу. Будем сопоставлять один вариант с другим", - говорит Богдан Ступка.

О том, какое именно решение принял режиссер, станет известно 1 апреля – на премьере фильма. Она должна была состояться еще осенью прошлого года, однако продюсеры фильма решили перенести это событие почти на год. "Тарас Бульба" выйдет на экраны в день, когда весь мир отметит 200-летие со дня рождения Николая Гоголя.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала