Никита Петров, специально для РИА Новости.
Правительство Чехии отозвало из нижней палаты парламента республики внесенное туда ранее соглашение о размещении в стране радиолокационной станции третьего позиционного района глобальной ПРО США, а так же сопутствующее ему соглашение о статусе американских подразделений, которые должны были работать на этой станции и обслуживать ее. «Это не означает конец ратификации данных документов», - заявил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек.
Некоторые военные эксперты тут же связали этот факт с изменением позиции новой американской администрации по вопросу размещения системы ПРО в Восточной Европе. Мол, Барак Обама еще во время своей предвыборной компании говорил о том, что потребуется серьезных анализ эффективности этой системы и, придя к власти в Белом доме, он готов отложить строительство третьего позиционного района в Польше и Чехии «до лучших времен» или вообще отказаться от этой затеи. Тем более, если Россия поможет США добиться от Тегерана полной приостановки программы создания собственного ядерного оружия. Все это так, но не совсем так.
Вспомним, против ратификации соглашения о размещении в Чехии радиолокационной станции ПРО США протестовало почти половина населения страны. И сегодня, когда в нижней палате пражского парламента сложилась коалиция не в пользу правящей партии, рисковать договоренностями с Вашингтоном правительство Тополанека было просто не готово.
Но отложить ратификацию – не значит отказаться от нее. Политическая ситуация в Чешской республике может измениться, и, если потребуется, в удобный момент для сторонников тесных связей с американским союзником противоракетное соглашение опять будет внесено в парламент. Чешский премьер даже пообещал, что «мы вернемся к этому вопросу после переговоров с администрацией США и после проведения саммита НАТО в Страсбурге и Келе».
Правда, и тут нельзя не согласиться с экспертами, на ситуацию с ратификацией серьезное влияние могут оказать еще одни переговоры. Между президентами США и России, которые запланированы на первые числа апреля в Лондоне во время работы саммита «G20». А после первой встречи Барака Обамы и Дмитрия Медведева должен состояться визит главы американской администрации в Москву, о котором в последнее время говорят, как о самой ближайшей перспективе. Эти беседы и достигнутые на них соглашения действительно способны, если не похоронить идею с размещением элементов третьего позиционного района глобальной ПРО США в Восточной Европе, то отложить реализацию этой затеи очень надолго. По крайней мере, до окончания срока работы нынешней республиканкой администрации.
Надежд на это достаточно много. Их внушают и заявление вице-президента США Джона Байдена о «перезагрузке отношений» между Москвой и Вашингтоном. И поддержка этой инициативы в ходе встречи госсекретаря США Хилари Клинтон и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, что прошла недавно в Женеве. И переговоры рабочей группы по отношениям между США и Россией, которую возглавляют такие известные всему миру «мудрецы», как бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и бывший премьер-министр России Евгений Примаков. Эти переговоры только-только завершились в российской столице, накануне встречи двух президентов. И их участники, очень авторитетные и уважаемые на международной арене люди, были приняты Дмитрием Медведевым.
Но оптимизма по поводу отказа США от третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе все же пока маловато. Сомнения возникают по многим причинам. В том числе и потому, что Вашингтон не прекратил работ по этой программе и недавно даже провел очередные испытания своей противоракеты, которые оказались вполне успешными. На глобальную ПРО уже затрачено 50 млрд. долларов и предполагается выделить еще 60 млрд. Так что ни о каких реальных мероприятиях по приостановке развертывания системы речи пока не идет и идти не может. Это, в принципе, и понятно, если у страны есть средства, чтобы максимально защитить себя от угроз ракетно-ядерного нападения, откуда бы такая опасность не исходила – от Ирана или еще от кого-то, она это будет делать. Здесь нет никаких напрасных ожиданий и иллюзий.
Хотя нельзя не учитывать и такого обстоятельства, что недопустимо укреплять собственную безопасность за счет безопасности стратегического партнера, которым в Вашингтоне не раз называли Россию. А третий позиционный район глобальной американской ПРО в Восточной Европе, как неоднократно заявляли в Москве и крупнейшие американские ученые Теодор Постол из Массачусетского технологического института и Джордж Льюис из Корнеллского университета, в российской столице воспринимают, «как угрозу нашим силам стратегического сдерживания», размещенным в европейской части страны. «Наша реакция, - заявил официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко, - не фобия, а результат анализа». Российские генералы подтверждают этот тезис.
Результативные переговоры по заключению нового российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений или о продолжении действий договора СНВ-1 возможны лишь при условии, что Вашингтон откажется от своей системы ПРО в Восточной Европе.
Сокращение количества ядерных боевых блоков и носителей этих блоков напрямую зависит от наличия или отсутствия у США глобальной системы противоракетной обороны. На кардинальное уменьшение стратегических ядерных вооружений, что предлагают США, невозможно согласиться, если другая сторона в качестве дополнительного щита будет использовать систему ПРО. В этих условиях России придется иметь столько ядерных боевых блоков и столько их носителей, чтобы они, в случае чего, могли преодолеть эту систему и нанести атакующей стороне в ответно-встречном ударе гарантированный неприемлемый ущерб. Ибо только такое условие, как считают российские генералы, может и должно стать надежной поддержкой политики стратегического сдерживания возможной агрессии.
Эта позиция Москвы хорошо известна Вашингтону. Готов ли он учесть опасения Кремля и его условия для достижения соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений и для заключения нового договора по этой проблеме, будет известно только после первой встречи Барака Обамы и Дмитрия Медведева.
А то, что правительство Чехии отозвало соглашение с США по поводу размещения на территории страны радара, это только определенный знак. Не более того.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции