В первоначальные планы строительства Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо нее планировалось строительство "диаметральных" линий с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой.
Решение о строительстве Кольцевой линии было принято в 1943 году с целью разгрузки Центрального пересадочного узла (ст. Площадь Свердлова, ныне – Театральная)
Строительство Большого Кольца - именно так изначально называлась Кольцевая линия – началось во время Великой Отечественной войны. Линию сдавали тремя пусковыми участками.
1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры" протяженностью 6,4 километра. Он прошел от Парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: "Калужская", "Серпуховская", "Павелецкая", "Таганская".
30 января 1952 года был открыт участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Белорусская" протяженностью 7километров. Линия проходила за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: площадь трех вокзалов (станция "Комсомольская"), Проспект Мира, улицу Новослободскую и Белорусский вокзал.
14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры", замкнувший эту линию. Длина участка – 5,9 километра. Этот участок прошел через Красную Пресню и Киевский вокзал. Длина всей Кольцевой линии составила 19,3 километра.
1 апреля 1954 года было принято в эксплуатацию электродепо "Красная Пресня", в которое передали все поезда, работавшие на Кольцевой линии.
На Кольцевой линии Московского метрополитена находятся 12 станций: "Парк культуры", "Октябрьская", "Добрынинская", "Павелецкая", "Таганская", "Курская", "Комсомольская", "Проспект Мира", "Новослободская", "Белорусская", "Краснопресненская", "Киевская".
Каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии является пересадочной. Кольцевая линия соединяет в единый узел все радиальные линии Московского метро, кроме Бутовской линии легкого метро и Каховской, и семь из девяти московских железнодорожных вокзалов (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий и Ярославский).
Станции Кольцевой линии являются памятниками архитектуры. Станции "Комсомольская" и "Курская" построены колонными, а остальные 10 станций имеют пилонную конструкцию.
Кольцевая линия целиком глубокого заложения. Две станции "Киевская" и "Таганская" – самые глубокие на Кольцевой линии, они заложены на глубине 53 метра. Две станции "Краснопресненская" и "Добрынинская" имеют наименьшую глубину заложения ‑ 35,5 метра.
На станциях "Комсомольская" и "Киевская" впервые в практике метростроения были сооружены четырехленточные эскалаторные тоннели диаметром 11,5 метра.
На станции "Новослободская" впервые в практике метростроения были использованы цветные витражи.
3 станции Кольцевой линии были переименованы: 6 июня 1961 года "Серпуховская" – в "Добрынинскую" и "Калужская" – в "Октябрьскую", а 26 октября 1966 года станция "Ботанический сад" – в "Проспект Мира".
С момента открытия первой очереди Кольцевой линии 1 января 1950 года на линии работали шестивагонные составы.
С 1 июня 1950 года, в связи с малой населенностью (35 человек на вагон в среднем и до 45 человек на вагон в часы "пик"), количество вагонов в поездах Кольцевой линии было уменьшено до пяти.
С 12 мая 1951 года количество вагонов в поездах Кольцевой линии уменьшено с пяти до четырех.
В связи ростом пассажиропотоков и ожидающимся резким увеличением количества пассажиров после завершения строительства третьей очереди Кольцевой линии с 15 апреля 1953 года Кольцевую линию вместо четырехвагонных стали обслуживать пятивагонные составы.
С 20 октября 1953 года по настоящее время Кольцевую линию обслуживают шестивагонные составы.
Исторические факты
С 29 декабря 1953 года по Кольцевой линии стали ежедневно курсировать два состава из пяти, оборудованных поездной радиосвязью (система громкоговорящего оповещения пассажиров). Передачи велись помощниками машиниста из головной кабины управления. Далее началось внедрение радиооповещения на всех составах Московского метрополитена.
Первая пересадка пассажиров между двумя станциями (через совмещенный вестибюль) была открыта 21 февраля 1953 года, с принятием в эксплуатацию наклонного хода со станции "Павелецкая" – радиальная в совмещенный вестибюль станции "Павелецкая" и приемкой в эксплуатацию первой очереди реконструированной станции "Павелецкая" (со стороны совмещенного вестибюля). До этого переход можно было осуществить только через город по площади, а тоннельный переход между двумя станциями был открыт спустя два года – 30 июля 1955 года.
20 марта 1953 года во вновь построенном вестибюле станции "Комсомольская" Кольцевой линии открылась Камера забытых вещей, с 1967 года Склад забытых вещей находится в южном вестибюле станции "Университет".
При строительстве Кольцевой линии были построены 2 новых вестибюля на месте вестибюлей первой очереди Московского метрополитена. Наземный северный вестибюль станции "Комсомольская" (выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам), построенный в 1935 году, был разобран. При открытии станции "Комсомольская" Кольцевой линии на его месте был открыт новый совмещенный вестибюль. Наземный южный вестибюль станции "Парк культуры", построенный в 1935 году, был перестроен. Работы по сооружению нового вестибюля на станции "Парк культуры" были завершены одновременно с открытием первой очереди Кольцевой линии.