Образ "мужика" - самоуверенного, порой нагловатого - был визитной карточкой Яна Арлазорова. Он первым на эстраде "вышел в народ" - сделал зрителей участниками представления. Но до этого триумфа актер более трех десятков лет проработал в Театре Моссовета, значась в афише как "и др.".
Ян Майорович Арлазоров родился 26 августа 1947 года. Многие считают, что он пользовался псевдонимом, но на самом деле это не так.
"Ян - мое настоящее имя, моего отца зовут Майор, а Арлазорова - фамилия моей матери", - цитирует слова актера портал "Юмористы.Ру".
Отец актера был адвокатом, участником Великой Отечественной войны, мать - врачом. Вот как о них рассказывал сам Ян Арлазоров: "Моя мама по профессии хирург. Она была удивительно красивой женщиной. Наверное, для каждого человека его мама - самая-самая, но моя действительно была самой-самой… <…> У них с папой была необыкновенная любовь. Папа мальчишкой ушел на фронт, прошел всю войну десантником. Он очень мужественный, несгибаемый человек, удивительно честный и порядочный. После войны папа стал адвокатом. Все, что есть во мне хорошего, - от моих родителей".
Родители готовили будущего юмориста к медицинскому институту, но еще в детстве Ян Арлазоров увлекся сценой - благодаря двоюродному деду, который был актером в театре им. Вахтангова. Родители, узнав о его решении поступать в театральное училище, "естественно, стали отговаривать от этого безумного, как они говорили, поступка". Но Ян Арлазоров их не послушал и с первого же раза поступил в "Щуку".
"Разве каждый может похвастаться, что осуществилась его детская мечта? Причем с первого раза. Меня при поступлении взяли сразу на третий тур. По-видимому, что-то увидели, хотя у меня внешность не русского былинного героя-красавца. Мечта поступить в "Щуку" была безмерной, и я до сих пор благодарен приемной комиссии, которая меня зачислила на первый курс. И я стал артистом", - сказал он в интервью газете "Вечерние вести".
После училища работал в Центральном детском театре, играл собачку, рассказывал Арлазоров "Собеседнику". По словам актера, это была его любимая роль - "вышел, тявкнул и исчез. И уехал домой смотреть телевизор"… В конце 70-х ушел в театр имени Моссовета, где проработал более 30 лет. Лучшую роль сыграл в спектакле "Шум за сценой".
"Я играл в одном спектакле "Шум за сценой". Это была почти эстрадная постановка. Наверное, поэтому она мне так нравилась, - рассказывал Арлазоров в интервью "Бульвару Гордона". - А почему ушел? Потому что любому артисту хочется, чтобы ему постоянно говорили, какой он талантливый и замечательный. Я же восемь лет играл в аншлаговом спектакле, зрители шли именно на меня, но театральное руководство делало вид, будто этого не замечает. На афише писали фамилии исполнителей главных ролей, я же значился в строке "и др.". Было очень обидно".
На эстраде Ян Арлазоров появился благодаря Леониду Утесову. На капустнике, посвященном юбилею Ростислава Плятта, Арлазоров показал смешную пародию на "Кинопанораму". В конце вечера к нему подошел Утесов и оставил номер своего телефона. Арлазоров не стал ему звонить, потому что "страшно застеснялся". Но однажды Утесов сам позвонил и предложил Яну Арлазорову принять участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1979 году. Председателем жюри был Райкин.
"…На мнение жюри никто не влиял, все было по-честному. Я в этом убедился, когда сын Тимошенко (Тарапуньки) вылетел с третьего тура. А Аркадий Исаакович сказал, что ему и на втором нечего было делать. Короче говоря, я стал лауреатом конкурса. В те времена это было равносильно получению звания "Народный артист"…
Сначала артист совмещал театр с эстрадой, потом порвал с театром насовсем - ему "стало скучно".
"…Актером я стал не потому, что любил театр. Его я никогда не любил и не люблю, считаю, что по мастерству, по энергетике эстрада гораздо выше театра. <…> Вообще, по сравнению с эстрадой театр - просто ерунда!"
В начале 90-х вся страна уже знала его "мужика" и кассиршу на вокзале, повторяющую смешное "Госпидя!". Он был первым из артистов "несерьезного" жанра, кто начал напрямую общаться с залом.
"Делать смешной монолог с репризами, стоя у микрофона, мне было неинтересно. Вот я и решил создать действие: стал выходить в зал, общаться со зрителем. Сначала это был образ "проводницы", который я придумал еще лет за десять до Андрея Данилко. Потом появился "мужик".
Кстати, по воспоминаниям очевидцев, фраза: "Мужик, ты сам понял, чего сказал?" - впервые была произнесена Яном Арлазоровым во время одного из выступлений Брежнева, сообщает сайт peoples.ru.
По словам юмориста, его "мужик" - это не образ, а сценический ход, принцип общения со зрителем: "Я ушел от простого чтения монолога на эстраде, и людям нравится, что можно что-то громко сказать, пошевелиться в зале, обратить на себя внимание. Таким образом я разрушил некий стереотип. Как раньше было? Колонный зал, выступает симфонический оркестр, хор с песней о родине, потом балетная пара и, наконец, тот, ради кого все и пришли, - кто-нибудь из речевиков. И тут перед микрофоном появляюсь я и начинаю дергать зрителей: "Эй, мужик..." или "Ты будешь левое крыло самолета...".
Выбирая человека из зала, Арлазоров полагался только на интуицию и, поскольку был близорук, выбирал чаще всего кого-то из ближних рядов. На его концертах никогда не было "подсадных уток".
"В одной статье обо мне написали: "Он выходил в зал без бронежилета", - рассказывал он. - Это действительно так. Когда ты можешь спрятаться за текст, за репризу, ничего не боишься. И когда включаешь фонограмму. Крикнешь: "Поднимите ваши руки!", и публика уже хлопает и ловит кайф. А мне приходится заводить зал фактически из ничего. Понятно, что для этого мне нужно больше думать, чем человеку, который просто исполняет очередной монолог…"
Ян Арлазоров был не только актером театра и эстрады - у него было собственное шоу на одной из радиостанций, он сыграл в кино.
"Еще в те времена, когда у нас процветало колхозно-совхозное кино, один из наших ведущих режиссеров пригласил меня на роль, как он выразился, "молодого, высокого, стройного красавца-колхозника", - рассказывал Арлазоров. - Я, естественно, с огромным удовольствием согласился. Прихожу на съемочную площадку, а режиссер молча показывает мне на гроб. Оказывается, я должен был играть молодого, высокого, стройного, а главное, мертвого красавца-колхозника".
В кино он так и "не прижился". А однажды на вопрос, не хочет ли он запеть, как его коллеги по эстраде, ответил: "Если ты хороший футболист, это вовсе не означает, что сможешь стать и чемпионом по поднятию штанги. Жванецкий очень хорошо выразился по этому поводу: "Мне еще есть о чем сказать".
Сегодня с Яном Арлазоровым прощаются его поклонники, друзья и близкие. Последние несколько лет немецкие медики боролись за его жизнь, но болезнь оказалась сильнее. Похоронят артиста на Востряковском кладбище.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников