Рейтинг@Mail.ru
Как за 108 минут Юрий Гагарин изменил мир - РИА Новости, 10.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как за 108 минут Юрий Гагарин изменил мир

Читать ria.ru в
Дзен
Первопроходец Вселенной, покоритель космических просторов, посланник мира – как только не называют первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Он стал легендой еще при жизни, с честью пройдя не только испытания неземными перегрузками, но и невиданной славой.

"Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением".

Юрий Гагарин перед стартом "Восток-1"

Первопроходец Вселенной, покоритель космических просторов, посланник мира – как только не называют первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Он стал легендой еще при жизни, с честью пройдя не только испытания неземными перегрузками, но и невиданной славой.  Его именем называли детей, планеты и улицы, а он оставался таким же, каким его знали еще со студенческой скамьи - простым и веселым парнем, который больше всего в жизни любил летать.

"Летчик должен летать, всегда летать", - писал он в своем дневнике незадолго до полета на истребителе весной 1968 года. Если бы не тот роковой полет, 9 марта 2009 года Юрию Гагарину исполнилось бы 75 лет.

Первые самолеты

Первый в мире летчик-космонавт родился в семье потомственных крестьян в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В первом классе Юре Гагарину удалось проучиться несколько дней - детство закончилось, когда село оккупировали гитлеровцы. Только через два года Клушино освободили советские войска.

После войны отец Юры, Алексей Иванович, помогал восстанавливать сгоревшие во время войны деревни, поэтому дома его практически не было. Затем семья переехала в Гжатск. Спустя годы он напишет в своей книге: "Меня приняли в третий класс гжатской базовой школы при педучилище. С нами занималась молоденькая учительница Нина Васильевна Лебедева. Внимательная, начитанная, она болела за каждого…"

"Юра был очень общительным мальчиком, – вспоминала Нина Васильевна. – Его быстро приняли в коллектив. Бывало, идешь по коридору, видишь – группка ребят стоит. Ну, думаешь, наверняка это Юра рассказывает какие-то истории…".

По словам Нины Васильевны Лебедевой, иногда она не могла нарадоваться на Гагарина, который учился на "хорошо" и "отлично", подтягивал своего друга, которому не давался "русский язык". А иногда его, как и всякого мальчишку, приходилось отчитывать - например, когда он пускал бумажные самолетики во время урока.

Благодаря своей первой учительнице, которая вела авиамодельный кружок, Гагарин буквально влюбился во все, что связано с авиацией. Однажды он запустил из окна планер, который неудачно приземлился на голову прохожему, и после этого получил "внушение" от преподавателя, пишет peoples.ru.

Формовщик-литейщик

Материальное положение родителей, растивших шестерых детей, не позволило продолжить учебу в школе, и после шестого класса Гагарин поступил одновременно в ремесленное училище в подмосковных Люберцах и школу рабочей молодежи. Полученной профессией формовщика-литейщика Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.

В 1951 году Гагарин продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, где поступил в аэроклуб. Гагарин отличался от остальных студентов. Он всегда был на уроках собранным,  все быстро схватывал и запоминал. Ему даже не приходилось порой готовиться к занятиям, рассказывал в интервью порталу "Космодром Байконур" его однокурсник Виктор Сидорович Порохня, ставший впоследствии заведующим кафедрой истории Московского авиационного института.

В 1955 году - в год окончания техникума - Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, и окончательно решил связать свою жизнь с авиацией. Именно тогда летчик-инструктор Дмитрий Мартынов сказал, что Гагарину суждено стать замечательным пилотом.

Небо. Самолет. Девушка

Получив благословение от опытного летчика-инструктора, Гагарин отправился в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в Оренбурге. Два года в училище пролетели незаметно: частые полеты и занятия по боевой подготовке сменялись редкими днями, когда курсанты были предоставлены сами себе.

В один их таких дней Юрий Гагарин познакомился со своей будущей женой – Валентиной Горячевой, и вначале оставил о себе не самое лучшее впечатление – "голова большая, короткий ежик волос, торчащие уши". После танцев вместо прощания он сказал ей: "До следующего воскресенья! Пойдем на лыжах..." "Почему я должна с этим лысым идти на лыжах? - подумала она. - Ишь какой уверенный!". В результате, они не пошли на лыжную прогулку, а отправились в кино. "Многое нас связывало с Валей. И любовь к книгам, и страсть к конькам, и увлечение театром, - вспоминал Юрий Гагарин.

Сразу же после окончания Гагариным авиационного училища состоялась свадьба, и вскоре Гагарин по собственному выбору был отправлен в Заполярье в одну из авиационных частей Северного флота. Туда же через год приехала и его молодая супруга с дипломом фельдшера.

В Заполярье Гагарин мог, наконец, много летать. Возможно, Юрий Гагарин надолго остался бы в заполярье, но среди молодых летчиков-истребителей было объявлено о наборе для переучивания на новую технику, и он написал рапорт с просьбой зачислить его в такую группу. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали "новой техникой".

Гагарин или Титов?

18 декабря 1959 года Гагарина вызвали в Москву, в Центральный научно- исследовательский авиационный госпиталь для медицинского обследования. А уже в начале 1960 года старший лейтенант Юрий Гагарин был признан годным для космических полетов.

Весной он и еще 19 молодых летчиков-истребителей приступили к интенсивным тренировкам. В это время Гагарин часто писал письма жене. "Знаешь, Валюша, к одному из наших товарищей приехала жена. Позавидовал и расстроился. Ну ничего, наша встреча будет лучше!"

Когда стали ясны сроки орбитального космического полета, из 19 летчиков оставили 6 – Гагарина, Титова, Нелюбова, Николаева, Быковского и  Поповича. Все они прошли через тренировки в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, тренажерах. В течение года парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, учебно-тренировочных самолетах, в том числе - на Ту-104, переоборудованном в летающую лабораторию.

До старта оставалось совсем мало времени, а между тем у генерала Николая Каманина было немало сомнений. В своем дневнике, отрывок из которого приводит "Труд", он писал: "Меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полет, Гагарина или Титова? И тот, и другой - отличные кандидаты, но в последние дни я все больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него... Титов обладает более сильным характером... Есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества".

8 апреля на закрытой Госкомиссии было принято окончательное решение, что первым полетит Гагарин.

"Поехали!"

Ранним утром 12 апреля 1961 года о старте космического корабля знали только руководство страны и те, кто готовил орбитальный полет.

287-тонная ракета-носитель "Восток" была установлена в громадной шахте на стартовой площадке. На рассвете у нее остановился небольшой автобус, в котором сидел Гагарин одетый в скафандр и гермошлем с крупными буквами: "СССР". Он поднял в приветствии руки и направился к ракете.

Лифт поднял Гагарина к космическому кораблю, что находился на самом верху почти 39-метровой ракеты-носителя "Восток". После чего космонавт зашел в кабину и занял свое место в специальном кресле, в котором было все для аварийного приземления. Как только он доложил о проверке бортового оборудования и готовности к старту, специалисты начали задраивать входной люк.

В оставшиеся до старта минуты атмосфера в Центре управления полетами достигла максимального напряжения. Нервы у всех были на пределе, особенно разволновался Сергей Королев, главный конструктор "Востока". По воспоминаниям генерала Каманина, у Королева "руки дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости".

О том, как себя при этом чувствовал Юрий Гагарин, находившийся к тому моменту на борту космического корабля в одиночестве, можно догадываться из стенограммы переговоров космонавта с ЦУП. В самом начале Королев (позывной "Заря-1")  обращается к Гагарину (позывной "Кедр") на "Вы": "Юрий Алексеевич, значит, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет, так что вы не волнуйтесь". А уже через несколько минут тон обращений в корне меняется:

"Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.
Гагарин: Ясно.
Королев: Понял?
Гагарин: Понял.
Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.
Гагарин: Ага.
Королев: Понял?
Гагарин: Понял.
Королев: Вот.
Гагарин: Понял.
Королев: 63 штуки, будешь толстый.
Гагарин: Хо-хо.
Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать".

В 9:07 по московскому времени старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин произнес фразу, вошедшую в историю – "Поехали!". И в тот же момент корабль "Восток" стартовал c космодрома Байконур.

"25"

Во время старта и выхода на орбиту космонавт перенес ужасную тряску, шум и сильные перегрузки. Но в целом первый этап полета прошел нормально, и вскрывать секретный пакет, в котором находился листок бумаги с цифрой "25", Гагарину не пришлось.

"25" - шифр на включение системы ручного управления кораблем "Восток". Поскольку полет проходил в автоматическом режиме, Гагарин не вмешивался в управление. Но в случае отказа автоматики должен был взять управление на себя. Шифр же Гагарину не сообщили заранее, поскольку психологи и врачи в то время считали, что человек, увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума и перейти на самостоятельное управление кораблем. В этом случае секретный конверт был "страховкой от безумия".

Между тем, Гагарин и не думал паниковать. "Чувство невесомости интересно, - сообщает он в ЦУП. - Все плавает. (Радостно.) Плавает все! Красота. Интересно". Время от времени он то напевает  песню "о далеком курносом детстве", то насвистывает "Ландышей", а, вспомнив о том, что ЦУП  следит за каждым его вдохом, начинает насвистывать мотив "Родина слышит, Родина знает". Главный конструктор тоже  напоминает о себе: "Юра, - говорит он, - нашел продолжение "Ландышей", понял? Гагарин: "Понял, понял. В камышах?". Королев: "Споем сегодня вечером".

Возвращение с опасной высоты

"Спеть вечером" не получилось, как и не получилось заранее предусмотреть все малейшие проблемы. Внезапно выяснилось, что корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, то корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы.  В таком случае при орбите высотой 247 км Гагарин мог бы вернуться на Землю через 5-7 суток. Именно на этот срок рассчитывались все запасы на борту. 

К счастью, все закончилось благополучно. Система включилась штатно, корабль сошел с орбиты, а на высоте 1500 м космонавт катапультировался и приземлился, однако не в запланированной области в 110 км от Сталинграда (ныне – Волгоград), а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там первого космонавта планеты встретили жена лесника Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка.

Военные из близлежащей части доставили Гагарина в расположение части, откуда он по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: "Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин".

А был ли шнурок?

Эти 108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал самым знаменитым человеком в мире. Практически сразу же его произвели в майоры и забрали прямиком в Кремль.

Когда самолет прилетел в аэропорт Внуково, Гагарина встречала огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по которой должен был идти космонавт.

На кадрах кинохроники все замечают, что по пути к трибунам у Гагарина развязался шнурок на ботинке. "На самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков, - вспоминает Cергей Хрущев, сын советского лидера Никиты Хрущева. - Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге".

"Гагарину вручили цветы и он сел в открытый ЗИЛ", - приводит слова Сергея Хрущева Би-би-си. Советский лидер не хотел садиться в ту же машину и отвлекать на себя внимание, а потому сказал Гагарину: "Это твой праздник, а не мой", но Гагарин за руку втащил Хрущева в ЗИЛ.

На следующий день Юрий Гагарин уже стоял на Красной площади и перед ликующей толпой произносил рапорт: "Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…"

Иммунитет против "звездной болезни"

Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году  день полета в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики. Очень скоро слава Юрия Гагарина вышла за советские границы. Не прошло и месяца с момента полета, как его отправили в первую зарубежную поездку.

С так называемой "Миссией мира" первый космонавт посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет. Его ждали тысячи людей, с ним искали встречи первые люди в правительстве и местные знаменитости. Чего стоит только случай с королевой Великобритании. Вопреки традиции она сама попросила сфотографировать ее с первым космонавтом "на память", объяснив это тем, что  Гагарин – не обычный земной человек, а "небесный".

Сам Юрий Алексеевич такой запомнил эту встречу: "Сижу я  и не могу понять, с чего начинать-то? Ну, думаю, посмотрю, с чего она начнет, так и я начну. А она сидит просто, смотрит на меня и улыбается. Тогда я говорю: "Ваше Величество, я простой летчик, которых у вас тоже много, и меня не учили, как всем этим пользоваться". А она мне: "Мистер Гагарин, я воспитывалась в Букингемском дворце, но я тоже не знаю, с чего начать, давайте будем есть, как каждому из нас удобно""...

Поражало то, что в поведении Гагарина не появилось ни грамма заносчивости. Друзья и коллеги не переставали говорить о том, что Юра остался таким же, как и прежде, и от этого любили его еще больше.  Записи в дневнике Гагарина свидетельствуют, что он очень старался не стать жертвой "звездной болезни".

"У меня, как и у других людей, много ошибок, - писал он. - Есть и свои слабости. Не надо идеализировать человека... А то неприятно получается, как будто бы я такой паинька, такой хорошенький, что тошно становится".

Несмотря на огромную занятость, у Юрия Гагарина всегда находилось время на семью – супругу Валентину Ивановну и двух дочек – Лену и Галю, которых он называл Профессором и Чижиком. Позже Галя Гагарина вспоминала, что любила наблюдать, как родители собираются на прием: "Папа выходил во всех регалиях, мама надевала замечательные наряды, которые он ей дарил. У нее были роскошные волосы, коса ниже колен. Папа восхищался и говорил комплименты".

Мечта о втором полете

Юрий Алексеевич мечтал о втором полете, более трудном и продолжительном. Однако рисковать символом страны – первым космонавтом – опасались. На что сам Гагарин говорил: "Я не хочу быть музейным экспонатом. Космонавт должен летать в космос, это для него так же естественно, как дышать. Можно ли запретить дышать?! Приложу все силы, чтобы полететь".

Между тем, опасения властей были далеко небеспочвенными. В 1967 году Гагарин был дублером Владимира Комарова в полете на корабле Союз-1. 24 апреля Комаров погиб при завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Работу в Центре подготовки космонавтов Гагарин совмещал с учебой в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. "Он был очень организованным человеком. С колоссальной работоспособностью! Не было такого, чтобы он чего-то не успевал делать: побывать в разных местах, переговорить с разными людьми, решить массу вопросов. Мне кажется, будь он жив, он бы преуспевал сегодня", - писала Галина Гагарина.

27 марта 1968 года

В этот день Юрий Гагарин и Владимир Серегин выполняли тренировочный полет в небе над селом Новоселово Киржацкого района Владимирской области. "Задание в зоне закончил!" - отрапортовал Гагарин. "Уточните высоту", - сказал руководитель полетов. Ответа так и не последовало... На месте крушения обнаружили клочок летной куртки Гагарина: в кармане - талоны на питание, шоферские права, 40 рублей и фотография Сергея Павловича Королева…

Когда по радио сообщили о трагедии, многие не могли поверить в слова диктора. Миллионы людей, для которых Юрий Гагарин был одновременно и гордостью, и примером для подражания, восприняли его гибель как личную утрату.

Валентина Ивановна Гагарина переживала это горе тяжелее всех. В первые дни после трагедии она старалась держаться, но близких беспокоил ее безучастный, отрешенный взгляд. Тогда Николай Каманин сказал ей: "Валя, утешить тебя нельзя, и мы не будем пытаться это делать. Но все просим тебя не забывать о ваших с Юрием детях. Ты обязана жить ради того, чтобы воспитать дочерей достойными памяти и славы Юры".

Валентине Ивановне также передали письмо Гагарина, которое он написал в далеком 1961 году незадолго до старта "Восток-1". "В технику я верю полностью. Но бывает ведь, и на ровном месте человек ломает шею. Если что-то случится, не убивайся с горя, береги девочек, вырасти из них не белоручек, а настоящих людей. Личную свою жизнь устраивай, как посчитаешь нужным... Что-то слишком траурное письмо получается. Надеюсь, ты его никогда не увидишь"…

Споры о гибели Гагарина

С того рокового полета  прошло более 40 лет, а споры о причине трагедии продолжаются до сих пор. 

В расследовании происшествия приняли участие около двухсот экспертов. Вывод, подписанный Брежневым и Косыгиным, тогда так и не опубликовали: "Наиболее вероятной причиной гибели был резкий разворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом. Менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате самолет вышел на критические углы полета, сложная метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб".

Леонид Брежнев запретил обнародование результатов и отправил 30-томный доклад в архив. Следователям запретили публиковать свои выводы под предлогом того, что это "расстроит" страну.

Последовавшее официальное заключение не были убедительными, что послужило поводом к возникновению множества слухов.

Самые логичные предположения: причиной крушения самолета мог стать внезапный маневр, из-за которого "МиГ" вошел в пике и не смог из него выйти. Следователи предположили, что пилоты были вынуждены отклониться от курса, чтобы не столкнуться с метеозондом или стаей птиц или чтобы избежать попадания в зону облачности или следа пролетевшего воздушного корабля. Также причину смена курса видели в технических неисправностях самолета, из-за которых мог произойти взрыв в воздухе, разгерметизация кабины, отказ двигателя. Впрочем, следователи не нашли сбоев в двигателях или системе управления.

Версия о том, что самолет резко отклонился от курса, чтобы избежать столкновения с аэрозондом, стала общепринятой. По признанию чиновников того времени, авиадиспетчерская служба местного аэродрома в день смерти Гагарина находилась в плачевном состоянии.

Надо отметить, что в заключении специалистов, расследовавших катастрофу, сказано: "Версия о неправильных действиях или недисциплинированности летчиков должна быть отвергнута".

Ходили слухи, что в гибели Юрия Гагарина и  Владимира Серегина виноват летчик другого самолета - Су-11, нарушивший полетное задание. Космонавт Алексей Леонов приводил в качестве доказательства версии показания трех колхозников, которые видели, как на высоте 500-600 метров в облака ушел неизвестный самолет. Он показал очевидцам фотографии различных типов самолетов, и они все указали на Су-11. Кроме того, известно, что в то время с аэродрома Раменское в район полета Гагарина с Серегиным был направлен Су-11.

Одной из самых популярных остается версия о том, что причина гибели летчиков - диверсия. В убийстве обвинялся в том числе и Серегин. Утверждалось, что Серегин убил себя и Гагарина из зависти.

В свою очередь сторонники теории заговора полагают, что Гагарин навлек на себя гнев Брежнева. У космонавта были отличные отношения с Никитой Хрущевым, возглавлявшим государство в то время, когда состоялся исторический полет, но отношения с Брежневым были гораздо прохладнее. Говорят, советского лидера раздражала слава Гагарина, на общественных мероприятиях он чувствовал себя оттесненным на второй план.

"Юра с нами"

Каждый год 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, космонавты приезжают на его родину – в Смоленскую область. По традиции, они останавливаются у "гагаринского" колодца и пьют по очереди воду из ведра. "Вроде бы ничего особенного - выпил студеной водицы, но что-то в груди... Юра с нами", - говорит космонавт Борис Волынов, космонавт первого, гагаринского набора.

9 марта собираются вместе и родные Юрия Гагарина – жена Валентина Ивановна и дочери со своими семьями. Старшая – Елена Гагарина с 2001 года является директором музеев Московского Кремля, младшая – Галина преподает в Плехановском институте. Своего сына Галина Гагарина назвала в честь отца – Юрием.

"Как-то, - вспоминает Галина, - за нашим скромным застольем моя дочь Екатерина вдруг сказала, что бабушка - самый счастливый человек из всех нас. Потому что она встретила такого мужчину, что кроме него ей никто никогда не был нужен. Мама очень удивилась, но потом согласилась: "В общем, Катенька, ты права..."

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала