МОСКВА, 3 мар - РИА Новости. Ни один крупный город северных стран, в том числе Москва, не может в обозримом будущем обойтись без применения противогололедных материалов (ПГМ), используемые же в настоящее время в российской столице реагенты соответствуют всем экологическим нормам, сказал в интервью РИА Новости заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Дмитрий Хомяков.
"Возможно ли избежать "гололедных" явлений и какими способами можно обеспечить необходимые технологические характеристики дорог зимой, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов? Мировой и отечественный опыт свидетельствуют - без использования противогололедных материалов это сделать невозможно", - сказал он.
Хомяков пояснил, что под противогололедными материалами подразумеваются несколько их групп, существенно отличающихся друг от друга. Во-первых, это противогололедные реагенты, во-вторых, так называемые "фрикционные материалы" - щебень, песок, ряд промышленных отходов, в-третьих, их различные сочетания. Все они могут применяться с разными целями и в разных объемах - в зависимости от условий погоды, задач и местоположения в городе, отметил эксперт.
По его словам, особенностью Москвы по сравнению с другими крупными городами Севера являются большие объемы снега и площади убираемых дорожных покрытий. Профессор напомнил, что Москва является одним из самых больших северных мегаполисов, где длительность зимнего периода составляет 160-170 дней. Устойчивый снежный покров устанавливается, как правило, в конце ноября, а окончательно сходит в начале второй декады апреля.
Обойтись без противогололедных материалов Москва не может, поэтому речь необходимо вести об их вредности или безопасности для населения и дорог, считает Хомяков.
По его мнению, применяемые в Москве реагенты соответствуют требованиям экологических норм. Хомяков напомнил, что вопрос безопасности противогололедных реагентов многократно обсуждали специалисты. В частности, по его словам, в марте 2005 года комитет по экологии Госдумы отметил большую работу правительства Москвы по комплексному улучшению экологической обстановки при использовании новой схемы содержания объектов дорожного хозяйства в зимний период.
"На мой взгляд, учитывая лидирующие позиции города и накопленный опыт, правительство Москвы должно взять на себя инициативу по разработке проекта технического регламента - федерального закона, регулирующего специфику производства, требования к показателям качества, вопросы обращения и применения противогололедных реагентов и материалов в стране", - считает Хомяков.
По мнению профессора, за несколько лет положение с применением противогололедных реагентов в Москве значительно улучшилось.
Он напомнил, что весной 1996 года специалисты Московского государственного университета леса впервые отметили в городе "нарушенное состояние растительности" вдоль магистралей с интенсивным движением транспорта и на территории, прилегающей к МКАД. Тогда это совпало с двухлетним использованием новой технологии снегоуборки с повышенным расходом технической соли и снижением доли песка в смеси.
"Тогда это был единственно возможный способ обеспечить "сцепные" качества дорожных покрытий и повысить скорость движения автотранспорта на фоне роста интенсивность движения", - сказал Хомяков.
Такая противогололедная смесь использовалась вплоть до зимы 2000-2001 годов, а экологические последствия ощущались до 2003-2004 годов, отметил он.
По словам Хомякова, после 2005 года хлоридное засоление городских почв не выявлено, показатели кислотности почв и минерализация почвенных растворов в пределах фоновых значений, а содержание в почвах других загрязнителей, в том числе солей тяжелых металлов, находится на низком уровне и не представляет экологической опасности.
"Исследования 2007-2008 годов показали, что только на 7% обследуемых площадей наблюдаются процессы остаточного осолонцевания в глубоких слоях почв - ниже 40-50 сантиметров. Локальное незначительное загрязнение тяжелыми металлами отмечено на площадках исключительно с незасоленными почвами, что доказывает отсутствие какой-либо связи его с использованием противогололедных материалов", - сказал профессор.
По его словам, состояние зеленых насаждений в городе, начиная с 2001 года, стало заметно улучшаться, и уже с 2003-2005 годов в жизнеспособном состоянии находится более 94-96% растений.
По данным Хомякова, на зиму 2008-2009 годов расчетная потребность города составляет 261 тысяч тонн жидких ПГР и 82 тысячи тонн твердых, а также дополнительно 3 тысячи тонн для уборки внутриквартальных проездов.
"Основная часть этого объема приходится на наиболее экологически безопасные продукты - хлористый кальций, композиции хлористого кальция и натрия", - сказал Хомяков.
В Москве запрещены роторная перевалка снега на газоны, прямая свалка его в водные объекты, сухие снегосплавки, обработка ПГР остановок общественного транспорта, тротуаров и дворовых территорий, напомнил он.
Кроме того, для утилизации выпадающего снега в столице создана уникальная система, включающая 46 стационарных снегосплавных пунктов (ССП) на объектах канализации, позволяющих утилизировать до 160 тысяч кубометров снега в сутки. Введен в действие комплекс мобильных снеготаялок из 156 единиц, расположенных в местах, где нет возможности разместить стационарные снегосплавные пункты.
По просьбе РИА Новости Хомяков сравнил положение в Москве с положением в других северных странах-соседях, в частности, с Финляндией. Используемые там противогололедные реагенты по своим характеристикам практически идентичны используемым в Москве, но интенсивность дорожного движения создает совершенно другую ситуацию, сказал он.
"Что касается других стран, то опыт, накопленный США, Канадой, странами ЕС с середины 90-х годов, показал, что оптимальным способом борьбы с зимней гололедом является предупреждение его возникновения путем комбинированного использования жидких и твердых ПГР. Все эти страны отказались от традиционной технологии, предусматривающей обработку после образования льда", - добавил Хомяков.