МОСКВА, 27 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Российское кино спасут от кризиса протекционистские меры, а не введение квот в киноиндустрии, предложенные в законопроекте на рассмотрение Госдумы в середине февраля, сообщил в интервью РИА Новости продюсер Александр Роднянский.
В середине февраля депутат Роберт Шлегель внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий введение квоты на показ зарубежных фильмов - согласно предложениям, доля иностранной продукции в российском прокате не должна превышать 50%.
Соответствующие изменения он предложил внести в закон "О государственной поддержке кинематографии РФ".
"Я был всегда против любых квот, так как это подрывает здоровье кинопроката. Потребитель может просто проигнорировать фильмы, наличие квотированных фильмов в кинотеатрах не означает их наличия для зрителей. При этом существуют гораздо более эффективные протекционистские меры", - рассказал Роднянский.
Он добавил, что идея с квотами "популистски выгодный сюжет, но практически не работающий": "если кинотеатры будут показывать 50% российского кино и провалятся, то никто не сможет им компенсировать потери".
"Например, можно принять опыт Франции, когда в стоимость билетов на иностранные фильмы закладывается небольшой процент, который идет на производство местного кино", - пояснил он.
Собеседник агентства продолжил, что этот же процент, можно направлять на поддержку "тех кинотеатров, которые показывают более 30% российского кино".
Меньше фильмов - больше толка
По мнению Роднянского, экономический кризис уже затронувший российскую киноиндустрию, приведет к значительному уменьшению числа производимой в стране продукции и большей зависимости ее от зрительского проката.
"Большое количество фильмов, делавшихся из не прагматических соображений, остановятся. Это не значит, что исчезнут дорогие фильмы, снимать высокобюджетное кино смогут себе позволить только очень уверенные компании, которые понимают, сколько фильм может принести в прокате, за сколько фильм можно продать на ТВ и т.п.", - добавил он.
По словам собеседника агентства, снизится и количество российских фильмов, "направленных на фестивальный успех ".
"Для европейца успех на фестивале означает открытые двери фондов финансирования, а вот для нас практического смысла в производстве фестивального кино нет", - рассказал продюсер, отметив, что для российского зрителя фестивальный успех и восторженные отзывы высоколобой прессы, к сожалению, является негативной характеристикой картины.
Роднянский добавил, что отчасти причина такого отношения зрителей заключается в том, что "наших режиссеров долгое время фокусировались на создании далеко не зрительских картин, чтобы их не дай Бог не упрекнули в меркантильности и пристрастию к коммерческому кинематографу".
Производство фильмов, на его взгляд, неизбежно переструктурируется. "Кино по-прежнему самый дешевый вид развлечений, но делать его станут теперь прежде всего для зрителей", - отметил он.
По мнению Роднянского, российская киноиндустрия в последние годы была "нерациональной".
"Всего производилось порядка 200 фильмов, а в реальный кинопрокат - от 50 копий и более - выходило не более 40 фильмов. Реальные деньги, создававшие высокую долю российского кино в кинопрокате - около 35%, собирали не более пяти картин", - пояснил он.
Конец Арт-хауса
По мнению продюсера, особенно тяжелые времена наступают для арт-хауса, в меньшей степени ориентированного на зрительский интерес, чем коммерческое кино.
"Очевидно, что единственным основанием для приобретения фильмов сегодня для дистрибьюторов всего мира станет его (фильма) зрительский потенциал, а не реальные или мифические художественные достоинства, и, как свидетельство этих достоинств, призы на фестивалях", - рассказал Роднянский.
Он продолжил, что сегодня "никто не может гарантировать выход в полноценных прокат фильмов, победивших даже на таких статусных фестивалях как Канны или Венеция", - рассказал он, добавив, что и телеканалы, если картина-победитель "не тянет на прайм-тайм, будут заинтересованы лишь в ограниченных правах за скромные деньги".
Продюсер напомнил, что на протяжении последних 20 лет для более эффективного противостояния "рыночному и технологичному Голливуду", в рамках ЕС были созданы программы копродукции и кооперации, которые поддерживают кинопроекты, в случае, если "для их создания объединяются три или более участников из разных европейских стран".
В частности, по словам Роднянского, есть вполне успешный коммерческий артхаус, "его еще иногда называют авторским мейнстримом", но "экспериментальному кино, активно вовлеченному в поиск новых художественных идей, придется несладко".