Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведев внес в Думу законопроект о партиях, получивших 5-7% голосов

© РИА Новости / Илья Питалев  / Перейти в фотобанкМедведев внес в Думу законопроект о партиях, получивших 5-7% голосов
Медведев внес в Думу законопроект о партиях, получивших 5-7% голосов
Читать ria.ru в
Положениями проекта закона предусматривается, что депутатские мандаты могут получить кандидаты из федеральных списков от политических партий, получивших на выборах в Госдуму от 5% до 7% голосов избирателей.

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о предоставлении партиям, не преодолевшим 7-процентного барьера на выборах в палату, нескольких депутатских мест в Думе, сообщает в среду пресс-служба Кремля.

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в Госдуме" направлен спикеру нижней палаты Борису Грызлову, отмечает пресс-служба.

Положениями проекта закона предусматривается, что депутатские мандаты могут получить кандидаты из федеральных списков от политических партий, получивших на выборах в Госдуму от 5% до 7% голосов избирателей.

Если партия получила от 5% до 6% голосов избирателей, то ей предлагается дать один депутатский мандат.

Если за список партии проголосовали от 6% до 7% избирателей, то ей предлагается выделить два мандата.

Поправки вносятся в законы "О выборах депутатов Госдумы", "О выборах президента РФ", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О политических партиях" и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы".

Партии, не преодолевшие 7-процентного барьера на выборах, получат, согласно законопроекту, депутатские мандаты до того, как к распределению мест в парламенте будут допущены партии, набравшие более 7% голосов избирателей.

Сначала мандаты получат кандидаты из общефедеральной части избирательного списка партии. Если в списке нет общефедеральной части, место в Госдуме получит первый кандидат из регионального списка, который набрал наибольшее количество голосов. Если партии положено два мандата, то их получают первые номера двух региональных групп, которые получили наибольшее число голосов по сравнению с другими регионами.

РАВНЫЕ С ФРАКЦИЯМИ ПРАВА

Депутаты, получившие такие мандаты, смогут, согласно законопроекту, наравне с фракциями выдвигать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляет Госдума. Речь идет о председателе палаты, его заместителях, главах думских комитетов и их замах.

Такие депутаты, как и остальные члены Госдумы, смогут полноценно работать в палате - будут иметь право выступать, получать и распространять материалы и документы, а также участвовать в работе органа палаты, который осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов.

Законопроект вводит ограничение, согласно которому такие депутаты могут быть членами только тех политических партий, в составе федеральных списков которых они избраны в Госдуму. Они должны будут оставаться самостоятельными и смогут входить в другие фракции только в том случае, если политическая партия, от которой они прошли в Госдуму, не прекратит свою деятельность.

Политические партии, которые набрали от 5% до 7% на выборах в Госдуму, будут иметь все те же права, что и партии, которые смогли преодолеть избирательный барьер. Так, партии, не преодолевшие планку в 7% голосов, смогут принять участие в формировании избирательных комиссий всех уровней, в регистрации кандидатов и списков кандидатов без сбора подписей на выборах всех уровней, а также предлагать кандидатуры на освободившиеся депутатские места. Кроме того, такие партии не могут быть ликвидированы в период между выборами в Госдуму в связи с недостаточной численностью региональных отделений.

И ОДИН В ДУМЕ ВОИН

По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, "практика партийной работы показала, что установленный семипроцентный барьер для прохождения в Госдуму партий, выдвинувших свои списки, в целом оправдан".

"Об этом свидетельствует работа Государственной Думы пятого созыва", - отметил он.

Вместе с тем, как напомнил председатель думского комитета, президент в своем послании Федеральному Собранию отметил необходимость присутствия в парламенте партий, которые не преодолели семипроцентный барьер, но набрали 5% голосов избирателей.

"Ставя такую задачу, президент, прежде всего, обратил внимание на необходимость учета мнения значительного числа россиян - 5% голосов на выборах 2007 года представляли около 3,5 миллиона избирателей", - сказал Плигин.

Такое уважительное отношение к позиции граждан России, по словам депутата, нашло отражение в этом законопроекте.

Глава комитета подчеркнул, что даже один депутат Госдумы может самым активным образом влиять на формирование общественного мнения, а также отражать позиции людей, его избравших, - все зависит от сознательности и творческих способностей человека.

"Думаю, что в случае принятия закона люди, которые станут депутатами (один или два от партии), конечно же, будут активны, и здесь подходит фраза "один в поле воин", - заключил Плигин.

ПОЛЕЗНЫЙ ДЛЯ РЕГИОНОВ ПРИМЕР

Как отметил сопредседатель созданной в конце 2008 года партии "Правое дело" Георгий Бовт, установление проходного барьера на выборах в свое время стало "средством борьбы за укрупнение партийной системы в России". По его словам, в условиях, когда существовало около полусотни партий, участвовавших в выборах, об эффективности говорить не приходилось. Сокращение числа партий, в этом смысле, было скорее правильным решением, полагает Бовт.

"Далее власть сделала шаг по увеличению проходного барьера с 5 до 7%, с точки зрения представительства тех или иных малых партий, скажем, в Думе это, по сути, не возымело большого значения, так как в нынешнем парламенте, на практике, представлены все партии, которые преодолели трехпроцентный рубеж и, соответственно, не представлены те, кто даже этот рубеж не преодолел", - считает политик.

По его мнению, внесенный президентом законопроект не означает возврата к 5-процентному барьеру на выборах.

"Предлагается более сложная формула, которая призвана подчеркнуть, прежде всего, заботу о представительстве интересов не столько самих малых партий, сколько идущих за ними избирателей", - отметил он.

В то же время Бовт указал, что "с точки зрения парламентской практики, в условиях, когда правящая партия имеет более 50% или даже двух третей мест в парламенте, то влияние даже десяти мандатов от меньшинства вовсе не в 10 раз больше, чем влияние одного-единственного".

По его словам, "важна сама по себе предоставленная возможность меньшинству высказаться с парламентской трибуны".

"Это тем более важно в России, где очень часто влияние мнения меньшинства на общество бывает куда сильнее и значимее, чем формальное представительство этого самого меньшинства в тех или иных органах власти", - отметил сопредседатель "Правого дела".

Кроме того, прецедент предоставления представительства малым партиям может оказать полезный пример для местных и региональных властей, где подчас считается "хорошим тоном" иметь, по сути, однопартийный выборный орган, полагает Бовт.

"Создание многоголосия на местах во многом следует считать даже более важной задачей, нежели в центре, где такое многоголосие реально присутствует - и в виде большего многообразия СМИ, более богатой палитры общественной жизни", - сказал он.

УКРЕПЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Глава Межкомиссионной рабочей группы по экспертной деятельности Общественной палаты России Владислав Гриб считает, что законопроект направлен на дальнейшее развитие многопартийной системы в России.

"Целью вносимого законопроекта является расширение представительства малых партий в нашем парламенте", - указал он.

По его словам, "голоса российских избирателей, которые они отдают за партии, не преодолевшие 7%-ный порог, не пропадут".

По мнению представителя Общественной палаты, "уникальность данной нормы и в том, что права одного, двух депутатов малых партий будут почти такими же, как и у других фракций в Государственной Думе России".

Поэтапное снижение минимальной численности членов необходимой для регистрации партии и обязанность ротации партийных руководителей - все эти нормы обеспечивают и развивают политическую конкуренцию как между самими партиями, так и во внутрипартийной жизни, подчеркнул он.

"Все эти шаги направлены на дальнейшее развитие многопартийной системы", - отметил Гриб.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала