Рейтинг@Mail.ru
Спам: история появления, последние тенденции. Справка - РИА Новости, 20.02.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спам: история появления, последние тенденции. Справка

Читать ria.ru в
Дзен

Спам (англ. spam) - массовая, неперсонифицированная рассылка с использованием специальных программ, коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений людям, не выразившим желания их получать.

В первую очередь термин "спам" относится к электронным письмам. Незапрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) носят название SPIM (англ. Spam over IM). Также известен термин SPIT (англ. Spam over IT, Spam over IP‑Telephony) - спам, распространяемый через IP‑телефонию (например, через форумы пользователей Skype).

Первоначально слово SPAM появилось в 1936 году. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноименным названием из известного шоу "Летающий цирк Монти Пайтона" (1969 год). Смысл скетча сводился к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат SPAM, некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAMа, официантка предлагает ему блюдо с "небольшим количеством SPAМа". Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню SPAMу. В конце скетча жена героя восклицает: "Я не люблю SPAM! В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.

По другой версии, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того чтобы сбыть свою продукцию, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово SPAM бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах, реклама консервов SPAM беспрерывно транслировалась по радио.

В 1986 году в конференциях Usenet (компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов) появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: "Заработай кучу денег", а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько надоели подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами. Так за словом "спам" закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.

Как считают специалисты, первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча директор "Релком" Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.

Наиболее распространенные виды спама 

К наиболее распространенным видам спама относятся реклама законной и незаконной продукции, антиреклама, "нигерийские письма" и "фишинг".

Реклама - некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Привлекательность такой рекламы заключается в ее сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов.

Реклама незаконной продукции - с помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами - например, порнографию, контрафактные (поддельные) товары, лекарственные средства с ограничениями по обороту, незаконно полученную закрытую информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.

Антиреклама - запрещенная законодательством о рекламе информация - например, порочащая конкурентов и их продукцию, -  также может распространяться с помощью спама.

"Нигерийские письма" - иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название "нигерийские письма", потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии.

"Фишинг" - представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка.

Кроме этого, с помощью спама происходит массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы и вредоносные программы.

По данным "Лаборатории Касперского", пять основных тематик покрывают около 50% всего потока спама, как в Рунете, так и в Интернете в целом: спам "для взрослых", здоровый образ жизни и медикаменты, компьютеры и Интернет, личные финансы, образование. Состав тематических "лидеров" практически не меняется в течение последних нескольких лет и не зависит от региона распространения спама.

Последние тенденции

Согласно данным "Лаборатории Касперского", начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис, достигший России в начале осени, оказал влияние на спам-бизнес, что выразилось в изменении структуры спама: меньше стало рекламы реальных товаров и больше спама криминализированного. Так, по итогам 2008 года доля спама составила в среднем 82,1%, что на 2,1% выше, чем в 2007 году. Выросло количество почтового спама, ориентированного на пользователей социальных сетей, и спама в социальных сетях. Кроме того, широкое распространение получил спам, провоцирующий пользователей посылать дорогостоящие SMS‑сообщения на короткие номера.

Подводя итоги 2008 года, "Лаборатория Касперского" отмечает уменьшение во втором полугодии 2008 года доли спама "Другие товары и услуги", которая характеризует количество заказов, получаемых спамерами из реального сектора экономики. В то же время почти на 10% увеличилась доля спама "для взрослых" и появилась новая тематика русскоязычного спама: копии элитных товаров.

Как подчеркивают эксперты, для привлечения внимания к услугам и товарам, рекламируемым в спаме, широко эксплуатировалась тема мирового экономического кризиса и имя нового американского президента. В то же время, "Лаборатория Касперского" отмечает тот факт, что вопреки ожиданиям, большинство писем, затрагивающих кризисную тематику, не относилось к категории "личные финансы". В них не предлагалось воспользоваться кредитами, не рассказывалось о способах быстрого заработка. Большинство писем кризисной тематики рекламировало различные антикризисные семинары. Помимо этого, тема кризиса красной нитью проходила в рекламе любых товаров и услуг.

Согласно прогнозу "Лаборатории Касперского" на 2009 год спама меньше не станет, а объем криминализированного спама увеличится. Кроме того, пользователям нужно иметь в виду, что кризис создает предпосылки для расцвета фишинга, нацеленного на клиентов банков и пользователей электронных платежных систем. В рамках усиления всех криминальных тенденций в спаме можно ожидать и новой волны рекламы ресурсов "для взрослых".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала