МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Входящие в распавшийся авиаальянс "ЭйрЮнион" (AiRUnion) авиакомпании "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"), "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) и "Самара" допустили серьезные нарушения при исполнении своих обязательств перед пассажирами и кредиторами, а также использования топлива, выделенного им из госрезерва РФ, говорится в отчете Счетной палаты РФ.
Эти авиакомпании были созданы в 1992-1996 годах и вошли в состав авиаальянса "ЭйрЮнион". Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций в "Красноярских авиалиниях" и "Домодедовских авиалиниях", а также 46,49% акций авиакомпании "Самара".
Падение на фоне всеобщего роста
"При сохранении в 2007-2008 годах положительной динамики объемов перевозок в гражданской авиации России производственно-экономические показатели (пассажирооборот, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и грузов, налет часов) проверяемых авиакомпаний имели тенденции к снижению", - отмечают в Счетной палате.
Проверка показала, что в январе-сентябре 2008 года рост расходов авиакомпаний значительно опережал рост доходов, в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов.
Изначально убыточны
Деятельность авиакомпаний "ДАЛ" и "Самара" на протяжении всего проверяемого периода была убыточной, величина чистого убытка составляла: по ОАО "ДАЛ" за 2006 год - 495,6 миллиона рублей, за 2007 год - 459,4 миллиона рублей, за девять месяцев 2008 года - около 1,4 миллиарда рублей; по ОАО "Самара" за 2006 год - 94,8 миллиона рублей, за 2007 год - 59,2 миллиона рублей, за девять месяцев 2008 года - 231,7 миллиона рублей.
"Анализ показателей финансового состояния, финансовой устойчивости и вероятности банкротства показал, что проверяемые авиакомпании в 2007 и январе-сентябре 2008 года имели высокую финансовую зависимость от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства", - подчеркивается в сообщении.
При этом ЗАО "Эйч Эл Би Внешаудит" на протяжении нескольких последних лет являвшееся аудитором авиакомпаний выдавало им безоговорочно положительные аудиторские заключения и не информировало собственника - Российскую Федерацию - о существующих серьезных проблемах, отмечает Счетная палата.
Неэффективное управление
В ходе проверки также выявлено, что за проверяемый период дебиторская задолженность авиакомпаний значительно увеличилась: ОАО "ДАЛ" - в 2,9 раза, ОАО "КрасЭйр" - в 2,3 раза, ОАО "Самара" - на 86,7%, за тот же период общая кредиторская задолженность ОАО "ДАЛ" выросла в 3,4 раза, ОАО "КрасЭйр" - на 63%, ОАО "Самара" - на 29,7%.
По состоянию на 1 октября 2008 года кредиторская задолженность за авиационное топливо составляла: ОАО "КрасЭйр" - более 1,4 миллиарда рублей, ОАО "ДАЛ" - около 2 миллиардов рублей (рост с 1 января 2007 года - в 2,6 раза), ОАО "Самара" - около 180 миллионов рублей (рост в 3,9 раза).
"Принимаемые меры по снижению и урегулированию кредиторской задолженности авиакомпаниями были недостаточны. В судебные органы поступали многочисленные исковые заявления к авиакомпаниям от поставщиков, заказчиков и прочих кредиторов", - говорится в отчете ведомства.
Недовольные пассажиры
Как отмечает Счетная палата, в период массовых задержек рейсов в прошлом году авиакомпании нарушили требования, установленные правилами воздушных перевозок по взаимоотношениям с пассажирами задержанных рейсов в части предоставления питания и организации отдыха, а также возврата денежных средств за неиспользованные билеты. Кроме того, работа по удовлетворению претензий и жалоб пассажиров ОАО "КрасЭйр" и ОАО "Самара" была организована на крайне низком уровне.
По данным контрольного ведомства, основной причиной массовых задержек рейсов авиакомпаний явилось резкое ухудшение их финансового положения, вызванное, как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом авиакомпаний и ООО "ЭйрЮнион".
Странные кредиты
По результатам проверки Счетная палата выявила, что, концентрируя на своих счетах значительные средства авиакомпаний от продажи пассажирских перевозок, "ЭйрЮнион" предоставлял в 2007-2008 годах займы сторонним организациям на общую сумму 142,7 миллионов рублей. При этом займы предоставлялись по ставкам ниже ставок привлекаемых авиакомпаниями кредитов в кредитных организациях. Кроме того, авиакомпаниями с "ЭйрЮнион" заключались договоры на продажу авиаперевозок на международные чартерные рейсы на заведомо невыгодных условиях.
Альянс AiRUnion объединял до осени 2008 года пять российских авиакомпаний ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс"). С 28 сентября из-за долгов за авиатопливо и наземные услуги в размере 800 миллионов долларов альянс фактически прекратил свое существование.
Три компании AiRUnion готовятся войти в состав новой объединенной авиакомпании на базе активов AiRUnion, авиакомпаний "Атлант-Союз", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа". Новый авиаперевозчик создается в целях урегулирования кризиса с авиаперевозками.