КАБУЛ, 15 фев - РИА Новости, Андрей Грешнов. За 20 лет, прошедших со дня вывода из Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВА), ситуация здесь только ухудшилась, а сама страна превратилась в беднейшее в мире нарко-террористическое государство, передает корреспондент РИА Новости. 15 февраля исполняется 20 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.
Большинство построенных в Афганистане в1980-х годах при экономическом и техническом содействии СССР структурообразующих предприятий (а их было более 200) либо разрушены, либо не работают из-за отсутствия электроэнергии.
По данным правозащитников, около 70% населения Афганистана находится за чертой бедности, а 40% афганцев прозябают в нищете, не имея ни собственного жилья, ни возможности заработать на пропитание из-за отсутствия в стране рабочих мест.
Афганистан, который в середине 1980-х годов находился в середине списка развивающихся стран по уровню доходов на душу населения и экономического развития, сегодня имеет почти полностью "импортированный" бюджет, состоящий из "спонсорской помощи" государств-доноров. Причем более половины этого "бюджета" до настоящего времени успешно "осваивалось" компаниями тех стран, которые эту помощь и предоставляли.
Террористические атаки и бои на улицах крупных городов, в том числе и в Кабуле, превратившемся сегодня в один большой укрепрайон, стали уже обыденным явлением. Средь бела дня вооруженные до зубов террористы штурмуют здания афганских министерств и пятизвездочных гостиниц, убивая мирных афганцев и иностранцев.
Если бы в конце 1980-х годов кто-нибудь предположил, что такое станет возможным в Афганистане спустя 20 лет, над ним бы просто посмеялись. Кабул и его окрестности в 1980-е годы охраняли около 17 тысяч сотрудников правоохранительных органов, а вокруг города существовали два "фильтрационных" пояса безопасности, обеспечивавших порядок и покой в городе. Такие же "пояса" существовали вокруг почти всех крупных провинциальных центров.
Что же произошло за эти 20 лет, которые изменили Афганистан до неузнаваемости?
Некомпетентность и отсутствие сильной центральной власти
После ухода из республики последнего советского солдата в соответствии с Женевскими соглашениями по Афганистану демократический режим президента доктора Наджибуллы держался еще более трех лет.
За своей спиной 40-я армия оставила мощные афганские вооруженные силы, которые в марте-июле 1989 года нанесли сокрушительные удары по отрядам моджахедов, спонсировавшимся США и их западными союзниками и передислоцировавшимся в города Джелалабад, Хост, Герат. "Дружественные" бандформирования, а попросту "договорные банды", в свое время заключившие перемирие с советскими войсками, надежно прикрывали подходы ко всем крупным административным центрам афганских провинций.
Свою "лепту" в разгром моджахедов внесли тогда и советские воины-ракетчики, запустившие десятки оперативно-тактических ракет Р-300 по скоплениям мятежников.
В ряде "проблемных" афганских городов "сработала" политика национального примирения, провозглашенная доктором Наджибуллой. В свое время корреспондент РИА Новости посещал афганский Кандагар после ухода советских войск. Тогда в городе порядок обеспечивали одновременно афганские силы безопасности (ХАД), "царандой" (милиция) и отряды известного в этом регионе моджахеда Исмата Муслима.
"Непримиримые" боевики приходили в Кандагар в четверг, сдавали оружие на блокпостах и отдыхали в своих семьях. А в пятницу вечером они, получив обратно свои автоматы, вновь шли "на фронт" воевать за идеалы джихада.
Война постепенно подходила к концу. Моджахеды понимали, что сломить мощь вооруженных сил республики они не в состоянии и лучшим исходом вооруженного конфликта для них будет мирное урегулирование и национальное примирение. Такой позиции, в частности, придерживался известнейший полевой командир моджахедов, а ныне покойный национальный герой Афганистана Ахмадшах Масуд, которого даже нынешние моджахеды, находящиеся у власти, до сих пор называют "другом СССР".
Однако распад Советского Союза повлек за собой прекращение военной помощи дружественному афганскому режиму и поставок топлива для военной техники армии этого государства. Экономика СССР трещала по швам из-за снижения мировых цен на нефть, которые упали тогда (не без помощи "союзников моджахедов") с 15 до 7 долларов за баррель.
В то же время США, их традиционные западные и "временные восточные" союзники, рассматривавшие Афганистан как богатый источник энергетических и сырьевых ресурсов, а также как стратегически важный регион для проникновения в Среднюю Азию, начали наращивать военную помощь противникам демократического афганского режима, презрев букву и дух Женевских соглашений. В конечном счете это привело к падению правительства Наджибуллы в 1992 году.
С приходом к власти моджахедов в стране началась гражданская война. Враждующие "исламские партии" прежде всего разгромили афганскую столицу, превратив ее в руины и убив тысячи своих соотечественников. После длительной междоусобной войны и достижения призрачного перемирия они создали свое первое переходное правительство и приступили к "государственному строительству".
Были убиты многие видные деятели "коммунистического режима", стали изгоями сотни тысяч военных и гражданских специалистов, обучавшихся в свое время в Советском Союзе. Часть из них была вынуждена перебраться за рубеж, часть на свой страх и риск осталась в Афганистане, потом горько пожалев об этом.
"Советский" диплом считался в то время в лучшем случае "волчьим билетом", а в худшем - "путевкой на тот свет". Многие афганцы сожгли тогда свои дипломы и партбилеты Народно-Демократической партии Афганистана, спасаясь от репрессий со стороны "победителей" и спасая от расправы свои семьи.
Органы безопасности и вооруженные силы нового Афганистана, провозглашенного исламским государством, формировались в основном за счет спустившихся с гор моджахедов, которые зачастую не умели ни читать, ни писать. Все профессиональные кадры и афганская интеллигенция были либо уничтожены, либо репрессированы, убежали за границу или занимались уличной торговлей в Пакистане, России, городах бывшего СССР.
В этих условиях в Афганистане начал складываться слой новой "интеллигенции в первом поколении", состоявший порой из некомпетентных людей, в основном обладавших лишь навыками партизанской борьбы в горной местности или пропагандистской подрывной работы за рубежом.
Остатки афганской армии и полиции были обескровлены увольнением из ее рядов всех, кто в свое время учился в СССР. Армия и полиция остались без квалифицированных специалистов. Функции правоохранительных органов осуществляли вооруженные отряды местных полевых командиров, имевших смутное представление о законодательстве светского государства и легко заменивших его "шариатским правосудием".
О создании прочной центральной государственной власти в Афганистане говорить тогда не приходилось. Страну лихорадило до тех пор, пока к власти не пришли талибы - единственная реальная в то время политическая и военная сила.
Поле битвы за обладание энергоресурсами
Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт так однажды высказалась о России: "Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни о какой высшей справедливости говорить не приходится". По мнению ряда американских политиков, основные запасы нефти находятся в распоряжении "плохих" стран, таких, как Иран или Россия.
Примечательна подпись под известной карикатурой на бывшего президента США Буша: "Почему наша нефть под их песком?" Сегодня это актуальнейшая проблема американской внешней политики, уже вылившейся в агрессию против обладавшего колоссальными запасами нефти Ирака. Надуманные предлоги - поиск несуществующего химического оружия, "угрожающего всему человечеству", или "восстановление демократии" - стали оправданием убийства сотен тысяч иракцев.
Сегодня США, уже приблизившиеся через Афганистан, где создали свои многочисленные базы ВВС, к границам Ирана, настойчиво призывают мировое сообщество обратить внимание "на угрожающие миру ядерные устремления Исламской Республики", ввести против нее экономические санкции, объявив страной-изгоем.
Наблюдатели не исключают, что риторика новой администрации Белого дома относительно того, что Афганистан является новым приоритетом США во внешней политике, является лишь ширмой для прикрытия энергетических устремлений Америки, военные базы которой уже вплотную приблизились и к границам России.
Только разведанные запасы полезных ископаемых в Афганистане составляют как минимум 62 миллиарда кубометров газа, около 500 миллионов тонн угля, 15 миллионов тонн нефти. Помимо этого Афганистан обладает огромными запасами меди, хрома, железа, значительными запасами тантала, ниобия, бериллия, лития, многочисленными месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней.
Американская игра в Афганистане стоит свеч.
По данным российских историков и исследователей, одной из причин первой мировой войны стала Трансконтинентальная магистраль, которая должна была связать Германию и Персию.
В свое время, отмечают специалисты, кайзер Вильгельм и прусская военная элита решили завладеть нефтью Месопотамии, перебросив туда немецкие войска. Англичане этому резко воспротивились. Британско-германский спор в результате развел по разные стороны окопов Великобританию, Францию, Россию против Германии, Турции и Австро-Венгрии, контролировавших Балканы, где и должна была пройти Трансконтинентальная магистраль. Так ближневосточная нефть породила два военно-политических блока, развязавших из-за нее первую мировую войну.
И сегодня Афганистан остается в сфере повышенного экономического интереса западных стран. Для всех очевидно, что доступ к ресурсам Афганистана, а в перспективе, возможно, и Ирана, покроет пусть огромные, но все же сиюминутные издержки. Стоит ли в этой связи говорить о гибели сотен военнослужащих этих стран в Афганистане?
Что делает сегодня в Афганистане Россия? Очень немногое. Гуманитарные акции в виде поставок муки "голодающему афганскому народу" по просьбе президента Карзая - это, конечно, хорошо. Но и они блокируются Узбекистаном, который не желает вовремя пропускать российские вагоны с мукой в афганский порт Хайратон.
А после слов благодарности ряда государственных афганских деятелей в адрес России за эту безвозмездную помощь сторицей звучат заявления парламентариев, руководителей Минобороны и других институтов военной и гражданской власти Афганистана о том, что "Красная Армия бывшего СССР превратила Афганистан в пыль, политую кровью", а миллионы афганцев, число которых почему-то возрастает год от года в геометрической прогрессии, "были убиты или искалечены русскими (не советскими) агрессорами".
Реконструкция ГЭС в Наглу, проводимая сегодня российскими специалистами, вне всякого сомнения, поможет в значительной мере обеспечить электроэнергией афганскую столицу. Россию опять поблагодарят за помощь, а потом вновь заговорят о "русских агрессорах", сваливая на них всю вину за нынешние тяготы афганского народа.
Попытки крупного российского бизнеса прорваться на рынок этой страны пока терпят неудачу.
Так, компания "Базовый элемент" Олега Дерипаски участвовала в конкурсе на разработку меднорудного месторождения "Айнак", находящегося к востоку от Кабула. Месторождение, открытое в 1974 году, было изучено и обследовано советскими геологами в 1979 году. Однако разработки там так и не начались из-за боевых действий. Его запасы, составляющие 13 миллионов тонн меди, могли бы стать, по мнению экспертов, активом мирового уровня для России.
Однако "Базовый элемент" проиграл этот конкурс китайской государственной компании China Metallurgical Group. С китайцами в споре за это богатейшее медное месторождение соревновались также канадская компания Hunter Dickenson, американская Phelps Dodge и казахская Kazakhmys Consortium. Победитель тендера согласился вложить в проект три миллиарда долларов, в то время как российская компания намеревалась вложить всего около двух миллиардов.
Маковое поле антинаркотической битвы
В 30-е годы 19-го века британская Ост-Индская компания легально производила наркотики на территории Бенгалии. Когда королева Виктория вознамерилась покорить Китай и Среднюю Азию, одурманив население этих регионов опием, площадей под посевы стало не хватать, и Великобритания обратила свои взоры на Афганистан.
Однако монархи Российской Империи понимали, что Британия вторгается в зону ее геополитических интересов. Россию же больше интересовал среднеазиатский хлопок для своей быстро развивающейся текстильной промышленности. А потому вместе с афганцами она выступила единым фронтом против англичан, победив в конце концов в "наркотической войне" и распространив свое влияние на Афганистан.
Сегодня производство и продажа героина - это многомиллиардный бизнес, за которым стоят интересы могущественных мировых кругов.
В 80-х годах прошлого столетия одной из тайных целей "необъявленной войны" в Афганистане, которую вели США и их союзники, было восстановление системы торговли наркотиками и достижение полного контроля над маршрутами их поставок, чему активно препятствовала сначала Россия, а затем и СССР.
"Грязные деньги" конвертировались через банки на Ближнем Востоке и через подставные компании поступали в распоряжение ЦРУ; за счет этих средств содержались повстанческие группы во время советско-афганской войны.
"Поскольку США хотели поставлять моджахедам в Афганистане ракеты "Стингер" и другое оружие, они нуждались в помощи Пакистана. К середине 80-х годов представительство ЦРУ в Исламабаде было одним из самых крупных в мире... США закрывали глаза на наркоторговлю в Пакистане", - сообщил офицер разведки США в интервью журналу "Тайм" 29 июля 1991 года.
В 2001 году при режиме талибов в Афганистане было произведено всего около 185 тонн опиума, в то время как в 2002 году, уже при режиме Хамида Карзая, которого поддерживали США, производство опиума выросло до 3,4 тысячи тонн. Перед советско-афганской войной 1979-1989 годов производства опиума в Афганистане и Пакистане практически не было, мелкое производство было ориентировано лишь на региональные рынки. Героин там не производился.
Аналитики не исключают, что борьба с афганской наркоэкономикой, ставшей в свое время тщательно разработанным проектом ЦРУ, потребует новых "капиталовложений" от Соединенных Штатов, испытывающих сейчас глубокий финансовый кризис. И эта "борьба" может закончиться, едва начавшись.
Политическая ситуация не предсказуема
Афганистан сейчас застрял в тупике, подобно неисправному паровозу, который не может дать "задний ход". Руководство страны, понимая бесперспективность дальнейшей вооруженной борьбы с талибами и другими силами оппозиции, хочет сесть с ними за стол переговоров, однако это не входит в планы США, которые составили "черные списки международных террористов" и действуют соответственно.
В эти "черные списки" попали руководители главных афганских оппозиционных движений, которые могли бы сегодня попробовать воплотить в жизнь политику национального примирения, провозглашенную почти четверть века назад покойным президентом Афганистана доктором Наджибуллой.
За 20 лет, прошедших с того дня, как афганскую землю покинул последний советский солдат, страна погрязла в коррупции. Американцы ставят это в вину Карзаю, который, по их мнению, за время своего пребывания у власти, не смог построить действенную модель администрации, способной проводить в жизнь экономические и демократические преобразования.
В свою очередь Карзай, срок президентства которого, согласно афганской конституции, истекает 21 мая нынешнего года, предпринимает отчаянные попытки заручиться поддержкой любых союзников - хоть в среде талибов, хоть в лице России - только бы удержаться на своем посту.
Последней из таких попыток стало его письмо в адрес российского руководства с предложением о развитии двухстороннего сотрудничества, в том числе и в военной сфере.
Готовность России к такому сотрудничеству вызвала бурную и неоднозначную реакцию в афганских политических кругах и всем афганском обществе.
Некоторые газеты писали о начале возрождения регионального сотрудничества Афганистана со своими соседями, однако ряд политических деятелей воспринял такую новость в штыки.
В частности, официальный представитель и спикер Минобороны Афганистана генерал Азими заявил афганским СМИ, что Афганистан будет и далее продолжать перевооружение своих войск по стандартам НАТО, "тем более, что оружие из США поступает в Афганистан на безвозмездной основе".
В эти дни в Кабуле находится спецпредставитель президента США по вопросам Афганистана и Пакистана Ричард Холбрук, который в обстановке полнейшей секретности уже провел в пятницу переговоры с руководителями афганских силовых структур, советником президента Карзая по вопросам национальной безопасности, а в субботу - и с самим главой афганского государства.
Темой переговоров, по данным источников в правоохранительных органах, "являлось обсуждение новой стратегии Соединенных Штатов в Афганистане".
Президент Барак Обама не так давно заявил, что Вашингтон планирует удвоить количество дислоцированных в Афганистане американских военнослужащих с 36 тысяч до 60 тысяч в течение 18 месяцев.
По словам главы Пентагона Роберта Гейтса, военная миссия США в Ираке заканчивается, и освободившиеся американские войска будут направлены на юг и в восточные районы Афганистана. Посещая Афганистан в декабре прошлого года, Гейтс также заявлял, что ключом к победе является усиление рядов афганской национальной армии и улучшение координации действий при проведении операций по обеспечению безопасности.
По мнению Гейтса, определенная часть афганцев недовольна тем, что США лишь информируют их о своих планах вместо того, чтобы предлагать им самим вырабатывать стратегию действий и потом совместно ее согласовывать. Это очень важный аспект, и "наш курс нуждается в корректировке", сказал тогда Гейтс.
Местные аналитики не исключают возможности того, что Барак Обама в стремлении отвлечь внимание мирового сообщества от того, что в результате недальновидной политики его предшественника на посту президента Джорджа Буша не получилось в Ираке, сконцентрирует все усилия Америки на Афганистане, где "почти ручное" правительство Карзая пока является его видимым союзником.
Америка не будет жалеть для реализации своих планов никаких финансовых ресурсов, считают эксперты.