Рейтинг@Mail.ru
Бангалор: самолеты и ракеты - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бангалор: самолеты и ракеты

© REUTERS / Vijay MathurНа авиасалон Aero India-2009, который открывается в Бангалоре, российский авиапром возлагает особые надежды
На авиасалон Aero India-2009, который открывается в Бангалоре, российский авиапром возлагает особые надежды
Читать ria.ru в
На авиасалон Aero India-2009, который открывается в Бангалоре, российский авиапром возлагает особые надежды. Стоимость контракта, который достанется победителю, превышает 10 миллиардов долларов, а дальнейшее сотрудничество обеспечит компании и стране-победителю стабильный доход...

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Блог автора

На авиасалон Aero India-2009, который открывается в Бангалоре, российский авиапром возлагает особые надежды. Помимо того, что азиатские авиакосмические выставки традиционно служат отличной торговой площадкой для производителей соответствующей техники из РФ, нынешнее шоу в Бангалоре дает шанс дополнительно «показать себя» – что немаловажно, учитывая проходящий сейчас тендер на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.

Соответственно, главными героями открывающегося салона станут конкуренты по тендеру: российский истребитель МиГ-35, американские F-16 и F/A-18, французский Rafale, шведский Gripen и машина европейского концерна EADS Typhoon.

Стоимость контракта, который достанется победителю, превышает 10 миллиардов долларов, а дальнейшее сотрудничество в области ремонта, модернизации и подготовки персонала обеспечит компании и стране-победителю стабильный доход в течение следующих трех-четырех десятилетий. Упускать подобный кусок рынка нельзя, и участники готовятся к очень серьезной борьбе.

У каждого участника есть свои плюсы и минусы, но в схватке все же можно выделить явных фаворитов – это американские и российские авиастроители. В пользу американцев, предлагающих выбор между последними модификациями F-16 и F/A-18, говорит отработанность и наличие в серии модернизированных машин, некоторое превосходство в электронном оборудовании, а также более тесные торговые связи с Индией, что обеспечивает более широкий диапазон офсетных сделок. Аргументом «против» является тот факт, что на вооружении индийских ВВС до сих пор не было американских машин, что затруднит их освоение, а также то, что американские истребители используются основным потенциальным противником – ВВС Пакистана. Нельзя исключать и возможность того, что в случае обострения американо-индийских отношений по тому или иному вопросу, США блокируют поставки в Индию необходимых комплектующих, затруднив или сделав невозможной эксплуатацию купленных самолетов.

Основной конкурент американских машин – российский истребитель МиГ-35, представляющий собой принципиально новую машину на освоенной платформе МиГ-29, явно превосходит своих конкурентов по летным характеристикам – прежде всего по маневренности за счет применения двигателей с системой управления вектором тяги, имеет вполне конкурентоспособное электронное оборудование, и, скорее всего, более низкую цену, чем американские аналоги. В пользу МиГ-35 говорит также тот факт, что ВВС Индии уже используют самолеты МиГ-29, кроме того, истребители МиГ-29КУБ заказаны для авиации индийского флота, а в стране создается инфраструктура ремонта и обслуживания машин этого типа, что облегчит освоение и эксплуатацию технологически близкого самолета новой модификации.

Дополнительным аргументом в пользу МиГа говорит и длительное продуктивное сотрудничество ОКБ Микояна с ВВС Индии: первые МиГ-21 поступили на вооружение в Индии еще в 1963 году, после чего ВВС этой страны использовали практически все версии «двадцать первого», а также МиГ-23, МиГ-25, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, и как уже упоминалось выше МиГ-29. Поставленные еще в 70-х годах МиГ-21бис, в модернизированном варианте МиГ-21-98 с усовершенствованным оборудованием и вооружением используются индийскими ВВС до сих пор, и именно с целью замены 125 самолетов этого типа объявлен тендер на поставку новых истребителей.

Главным недостатком МиГ-35 является отсутствие этой машины на вооружении ВВС России и в серийном производстве – истребитель пока лишь проходит испытания. Однако сообщается, что ВВС России намерены в ближайшие три года начать закупки этой машины, которая уже внесена в государственную программу вооружений.

На фоне российского и двух американских истребителей остальные предложения смотрятся намного бледнее. Европейский истребитель «Тайфун», по оценкам специалистов, для своих ТТХ имеет завышенную цену, также как и французский «Рафаль», а шведский «Грипен» уступает конкурентам по возможностям действий против наземных целей.

Тем не менее, нельзя исключать возможность победы кого-то из европейских производителей – при условии, что те смогут предложить Индии приемлемые условия. Наиболее предпочтительными смотрятся шансы французов, которые также имеют многолетний опыт сотрудничества с ВВС Индии.

Еще одним вариантом, который рассматривают специалисты, является «раздел пирога» между двумя-тремя производителями. При известных плюсах в виде диверсификации, он имеет и минусы – одновременное принятие на вооружение разнотипных машин одного класса не слишком хорошо влияет на боеспособность ВВС, поэтому данный исход считается наименее вероятным.

Хотя тендер на поставку 126 истребителей и является «изюминкой» бангалорского авиасалона, российско-индийское сотрудничество в авиакосмической сфере данной темой не исчерпано. Помимо МиГ-35 на салоне будут представлены гражданские самолеты SSJ, проходящие испытания, и проект совместного российско-индийского авиалайнера среднего класса. Кроме того, интерес представляет программа поддержания боеспособности и модернизации истребителей Су-30МКИ, состоящих на вооружении ВВС Индии, и, разумеется, разработка истребителя пятого поколения, в которой Индия намерена участвовать совместно с Россией. Машина пятого поколения должна подняться в воздух уже в этом году, а ее серийное производство, скорее всего, стартует в начале следующего десятилетия. Ожидается, что Индия вложит в последний этап разработки и испытания нового истребителя известные финансовые средства, что обеспечит ей в дальнейшем участие в программе производства самолета, адаптацию его для индийских условий и одновременное с Россией принятие на вооружение.

Кроме того, на авиасалоне будут представлены и другие совместные разработки, среди которых особый интерес вызывает программа создания сверхзвуковых противокорабельных ракет «Брамос» (на основе российских ракет «Яхонт»), которые должны вскоре поступить на вооружение индийских ВВС, армии и флота, а также будут поставляться на экспорт в другие страны мира. Уже известно, что на основе «Брамоса» начата разработка гиперзвуковой ракеты, в несколько раз превосходящей зарубежные аналоги по максимальной скорости. Она поступит на вооружение в следующем десятилетии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала