Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, специально для РИА Новости.
Прошедший год был для российской науки и напряженным, и результативным одновременно. Впервые после 20-летнего перерыва Академия наук возвратилась к традиции, когда ученые по заданию правительства разрабатывают экспертные оценки развития страны. Заключительная в 2008 г. сессия Общего собрания РАН, так и называлась: «Научно-технологический прогноз – важнейший элемент стратегии развития России». («Прогноз-2030»).
Темами обсуждения были: от прогноза развития энергетики до будущего российских нанотехнологий и микроэлектроники; от сценариев инновационного развития России до перспектив химической науки в ХХI веке; от перевооружения промышленности на основе суперкомпьютеров до направлений глобального инновационного развития. Сказать, что это модные темы – мало. Это – актуальные темы. Тем более, по многим из них дела у нас в стране обстоят далеко не блестяще.
В современной России имеют место глубокие несоответствия и разрывы между различными звеньями цепочки, связывающей фундаментальные исследования с внедренными в хозяйственную практику технологиями. По мнению вице-президента РАН Александра Некипелова в этих условиях предстоит сделать важный выбор в отношении того, в какой степени модернизация российской экономики должна проводиться в условиях заимствования технологического опыта других стран, а в какой – на базе собственных научных исследований и разработок. От этого выбора, естественно будет зависеть как структура, так и основные характеристики российского научно-технического потенциала в будущем.
С точки зрения долгосрочных планов, - считает академик, - оптимальным является курс на поддержку, прежде всего, фундаментальных исследований. Только на этой основе смогут расти прикладные направления науки, на которых потом поднимется и производственный сектор. С этой целью следует развернуть финансирование крупных программ, ориентированных как на развитие инфраструктуры, так и на техническую модернизацию производства и его реструктуризацию. В нынешних условиях также необходимо усилить роль государства как прямого источника конечного спроса.
Сложности, которые переживает сегодня наша экономика, буквально подталкивают к тому, чтоб вступить на непростой в нынешних условиях, но крайне важный для страны путь технологической модернизации. Евгений Велихов считает, что особое внимание должно быть обращено на проблему внедрения суперкомпьютеров. Сейчас в стране их всего шесть, а чтобы в наше время достичь серьезных результатов, надо все просчитывать. Надо энергично перевооружать промышленность, науку и образование. США, подчеркивает академик, привлекали лучших работников со всего мира и создали систему подготовки кадров, ориентируемой на ХХI век. Приоритеты в Европе – супервычисление, альтернативные источники энергии, нано- и биотехнологии. Идет мощное финансирование школьных программ, особенно математики и других точных наук. Ключ к успеху, по мнению Велихова, на «80-90 процентов - это программы, алгоритмы, математика». Нам здесь отставать нельзя.
Академик Александр Дынкин, говоря о перспективах глобального инновационного развития, считает что, к 2020 году в доле расходов на науку в валовом внутреннем продукте Россия выйдет на уровень стран старой Европы и будет несколько опережать расширившийся Европейский союз. В то же время мы будем уступать, – подчеркивает он, - не только США, не только Японии, но и Китаю, и Индии.
Еще в 2004 г. удельный показатель расходов на науку в Китае обогнал российские показатели. Расходы на научно-исследовательское и опытно-конструкторское работы (НИИОКР) в этой стране опережали сверхвысокие темпы развития китайской экономки. И, конечно, результаты достаточно быстро проявились. Китай лидирует в области экспорта информационно-коммуникационных технологий. Опередил США и занял первое место в мире.
По оценкам ИМЭМО, уровень производительности труда на одного занятого в российской экономике по паритетам покупательной способности составляет 27% от уровня производительности в США и 42% от уровня в Германии и Японии. Это означает, что наша экономика сегодня находится примерно на уровне западноевропейской конца 1960-х годов и Южной Кореи начала 1990-х.
Энергетическая эффективность российской энергетики в пять раз ниже мировой, - считает академик Александр Макаров. За 150 лет статистических наблюдений из недр Земли извлечено 33% экономически доступной части разведанных запасов нефти, 14% газа, 9% урана и 4% угля. От науки о Земле нужны новые методы разведки и освоения месторождения углеводородов на суше и шельфе, включая подледную добычу. Это позволило бы увеличить экономически приемлемые запасы в 1,7 раза к 2020 г. и втрое к 2050-му. Иначе рост добычи нефти остановится и перейдет в падение через 10-15 лет, а газа – через 20-25 лет, что конечно же резко повысит требования к научно-техническому прогрессу в энергетике и, видимо, замедлит развитие мировой экономики.
В последние полтора-два года в России сделан хороший задел в развитии энергетики в виде разработки энергетической стратегии до 2030 года. В ней прогнозируется рост потребления энергии в зависимости от сценария на 35-70%; производство энергии на 30-40% при существенном замещении нефти и газа возобновляемыми ресурсами; экспорт энергии с ростом 18-20% до 2015-2020 гг. и последующей его стабилизацией или даже снижением.
Перед российской энергетической наукой, таким образом, стоит задача определить с учетом мировых тенденций свои приоритеты научно-технического прогресса и создать технологии с параметрами, отвечающими российским условиям. По мнению члена-корреспондента РАН Бориса Кузыки за период с 1980 по 2007 год структуру отечественной экономики, практически «перевернули». В определенной степени она была более или менее сбалансирована, во всяком случае, опиралась на прочный, высокотехнологичный сектор народного хозяйства. Сегодня он серьезно сократился. С такой экономикой никакого высокотехнологичного рывка не сделать, если он будет просто политически продекларирован.
В случае инерционного варианта развития, который имеет место сегодня, к 2030 году структура экономики России, практически продолжит сползать в сторону сокращения высокотехнологичной сферы. По мнению независимых экспертов, Россия с такой структурой экономики существовать не сможет. В качестве базового должен быть принят инновационный сценарий развития, который предполагает сбалансированную гармоничную структур развития. При этом, однако, останется системно очень сложная проблема – проблема демографии. К 2025 г. в России на 17 млн сократится работоспособное население и на 9 млн возрастет количество пенсионеров. Уже сегодня средний возраст рабочих достиг 55 лет, а инженерно-технического персонала более 55 лет.
Ученые уверены, что в России должна быть создана единая система государственного прогнозирования, с помощью которой властные структуры могли бы на научной основе определять приоритеты стратегического развития страны. Подобные прогнозы могут дать правительству правильные ориентиры для смены облика отечественной экономики, определить пути перехода от топливно-сырьевой модели к инновационной.
Шанс у России есть, и очень серьезный. Прогноз, который Российская академия наук выполнила по указанию Президента страны, позволил выяснить, где у нас действительно есть приоритеты мирового и выше уровня. Также есть понимание того, где существует некий технологический паритет с другими странами и где отставание от мирового уровня. Сегодня для России важна концентрация усилий на базовых направлениях. По каждому из этих направлений нужна национальная программа. Первые шаги пока сделаны по нанотехнологиям.
Существует шанс реализации еще четырех национальных программ и, как минимум, 12-14 национальных проектов. Некоторые из этих проектов российскими учеными уже проработаны, и они могут быть предложены для реализации.
По некоторым направлениям будущего технологического прорыва сформирован целый ряд федеральных программ. В частности, принята Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг.». Впервые в стране создана единая инновационная цепочка, где уже есть все звенья – от идеи до ее коммерциализации.
Следует также подчеркнуть, что руководство страны действительно осознало, что без развития науки и наукоемких производств, которые являются основой современной экономики, невозможны ни независимая внешняя политика, ни суверенитет, ни, наконец, значимое положение государства в «мировой табели о рангах».
17:00 08.02.2009
(обновлено: 15:43 26.05.2021)
Наука победит все, в том числе злополучный кризис
© РИА НовостиЮрий Зайцев считает, что наука победит все, в том числе злополучный кризис
Читать ria.ru в
Прошедший год был для российской науки и напряженным, и результативным одновременно. Впервые после 20-летнего перерыва Академия наук возвратилась к традиции, когда ученые по заданию правительства разрабатывают экспертные оценки развития страны.