"F-16 Fighting Falcon" - многоцелевой истребитель. Составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.
Разработки предсерийных самолетов были начаты в 1974 году. С середины 1975 по 1978 год выпущены 15 первых самолетов. С конца 1976 до середины 1978 года проведены все летные испытания, в 1978 году начались поставки самолетов F-16 ВВС США.
F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволяет обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция на 78,3% выполнена из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% – углепластик и 3,7% – сталь.
Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы "Макдоннелл-Дуглас" АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 метров.
Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников).
Существует несколько модификаций истребителя:
F-16А – одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 года. Выпускается только для иностранных заказчиков.
F-16В – двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 году.
F-16C –одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.
F-16D ‑ двухместный учебно‑боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 года.
F-16ADF – истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989‑1992 годах модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.
RF-16C (F-16R) – разведывательный вариант.
Истребитель F‑16 имеет следующие основные характеристики:
Размах крыла – 9,45 м
Длина самолета – 15,03 м
Высота самолета ‑ 5,09 м
Площадь крыла ‑ 27,87 квадратных м
Масса пустого самолета в килограммах:
- F-16A – 7365
- F-16В – 7655
- F-16C – 8275
- F-16D ‑ 8855
Масса топлива в килограммах:
1. F-16A/C – 3105
2. F-16B/D – 2565
Взлетная масса (расчетная с полным запасом топлива) в килограммах:
F-16A, F-16C/D – 11839.
Взлетная масса (максимальная с внешней нагрузкой) в килограммах:
F-16A, F-16C – 19190.
Посадочная скорость – 226 км/ч.
Практический потолок – 15240 м.
Практическая дальность – 1315 км, перегоночная дальность – 3890 км.
Вооружение истребителя - шестиствольная пушка General Electric М61-А-1 (6000 выстрелов в минуту, 511 патронов), до шести УР (управляемых ракет) ближнего боя AIM-9L/M/P «Sidewinder». В варианте истребителя-бомбардировщика – может нести УР класса «воздух-поверхность», а также управляемые бомбы с лазерной и оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84. F-16ADF могут нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 «Sparrow». Возможно использование УР класса «воздух-поверхность» AGM‑65A/B/D «Maverick».