Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

В РПЦ считают провокацией письмо искусствоведов "в защиту" "Троицы"

"Церковные люди возмущены тем, что в этом письме даже не упоминают сакральную функцию иконы, оскорбительно для верующих называя молитвы перед ней "практическим "использованием", - сказал руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости, Ольга Липич. Искусственно раздуваемый скандал вокруг просьбы патриарха Алексия Второго о временном переносе иконы "Троица" Андрея Рублева из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) в родную Троице-Сергиеву лавру, - провокация, разделяющая российское общество, заявил РИА Новости руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.

Так он прокомментировал открытое письмо искусствоведов к российскому руководству "в защиту" святыни, появившееся, по данным патриархии, в "Живом журнале" одного из противников переноса иконы - старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна и растиражированное в интернете.

Письмо "в защиту" "Троицы"

В письме говорится, что на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 17 ноября 2008 года "практически единодушно" было высказано мнение: если "величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры" хотя бы на несколько дней покинет Третьяковку, он будет подвергнут "значительному риску".

Один из аргументов - "Троица" находится сейчас "в таком состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического "использования". "И никакие достижения реставрационной науки - ни сейчас, ни в будущем - не смогут это состояние радикальным образом изменить", - говорится в письме.

Ответ

"Церковные люди возмущены тем, что в этом письме даже не упоминают сакральную функцию иконы, оскорбительно для верующих называя молитвы перед ней "практическим "использованием", - сказал Вигилянский.

Он отметил, что рублевская "Троица" - чудотворная икона, о чем свидетельствуют опубликованные фотографии описей Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII веков, где этот образ именуется чудотворным.

"Мы расцениваем это письмо как еще один антицерковный акт - продолжение той истории, которая была инициирована Нерсесяном несколько месяцев назад", - добавил священнослужитель.

"Благодаря Нерсесяну просьба почившего Святейшего патриарха представлена как нападение церкви на общенародную ценность, он противопоставляет церковь и культуру", - отметил Вигилянский.

Церковь же, подчеркнул он, отнюдь не считает, что между нею и музейным сообществом есть конфликт. "Мы хотим, в отличие от авторов письма, находить компромиссы в этой области", - пояснил Вигилянский.

Он выразил сожаление, что обсуждение принесения "Троицы" в лавру "выросло в антицерковную кампанию с элементами клеветы на церковь и почившего патриарха Алексия Второго".

"Он (патриарх Алексий - ред.) в последние дни перед смертью был очень огорчен еще одним антицерковным всплеском в печати", - вспоминает глава пресс-службы патриархии.

До сих пор никто не возмущался

По его словам, авторы письма проявили удивительную сплоченность в этой кампании. "Это уникальный момент. Искусствоведы еще так не сплачивались ни по одному поводу, хотя ценнейшие предметы искусства нередко вывозятся на выставки по всему миру", - отметил Вигилянский.

Так, напомнил он, "Троицу" Рублева вывозили в 2007 году на Крымский вал и никто не возмущался по этому поводу.

Более древняя (чем "Троица" XV века) икона "Спас Эммануил" XII столетия, также хранящаяся в Третьяковской галерее, путешествовала по миру полгода, в том числе выставлялась в Новом свете - музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Не раз вывозился из ГТГ и знаменитый "Звенигородский чин", также приписываемый Андрею Рублеву.

"Тогда искусствоведы не возмущались вывозом памятников искусства. Но как только икону попросила на три дня церковь, они сразу сплотились в намерении не допустить реализации этой просьбы", - отметил собеседник агентства.

Что же касается 893 подписей под открытым письмом, около 200 из которых принадлежат ученым и хранителям, то РПЦ, как отметил ее представитель, не намерена "тягаться в количестве". "Каждой подписи мы можем противопоставить тысячи подписей православных верующих", - пояснил Вигилянский.

История вопроса

Он напомнил, что Рублев писал "Троицу" не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, и в сентябре прошлого года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в родную обитель для поклонения верующих.

Затем патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки.

"Патриарх попросил икону всего на три дня - на праздник Троицы (в 2009 году он будет отмечаться 7 июня - ред). Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму", - сказал Вигилянский.

Весь скандал, отметил он, начался с того, что некоторые из корпорации музейных работников "возмутились самой идеей просьбы".

В итоге в декабре министр Авдеев заявил, что "Троица" может быть временно передана РПЦ, но только при стопроцентной гарантии ее сохранности и с письменного разрешения экспертов Третьяковской галереи.

Вигилянский отметил, что в наши дни уже научились делать ковчеги, в которых поддерживаются влажность и температура, необходимые для сохранности древних икон, и церковь уже заказала такой ковчег для транспортировки "Троицы" Андрея Рублева.

Собеседник агентства подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея. "Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований", - заключил представитель РПЦ.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала