Никита ПЕТРОВ, специально для РИА Новости.
С 1 февраля в Вооруженных силах России начинает создаваться новый отряд младших командиров – профессиональных сержантов с государственным дипломом о средне-специальном образовании. В этот день перед будущими сержантами распахнут двери сразу шесть высших военных учебных заведений – Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского, Омский военный танковый и Рязанский военный автомобильный институты, Московское высшее общевойсковое командное и Рязанское высшее десантное училище, а так же Военный институт физической культуры. В каждом из них два года и десять месяцев будут готовить (по сто человек на факультете) специалистов по обучению и воспитанию солдат в звании младшего командира. А уже с 1 сентября такое обучение начнется в остальных 48 военных вузах Минобороны.
Новой армии, которая к 2016 году должна составить один миллион человек и где больше не будет прапорщиков и мичманов (последним 20 тысячам представителям данной воинской категории от 140 тысяч, кого уволят в нынешнем году, дадут дослужить до истечения срока их контракта), потребуется 250 тысяч сержантов. И военные вузы станут ежегодно выпускать для нее по 15 тысяч дипломированных специалистов в этом звании. В первую очередь, по самым технологически и технически емким специальностям, связанным с обслуживанием сложной боевой техники и электронно-вычислительных систем, другого вооружения и комплексов обеспечения боя, где без специальных знаний и навыков не обойтись. Но, кроме сугубо специальных знаний, профессиональные сержанты и старшины должны будут глубоко освоить основы педагогики и психологии, особенно психологию воинских коллективов, научиться индивидуальной работе с солдатами. Быть для них не только начальниками, но и старшими товарищами. А это сегодня умеют, к сожалению, далеко не все офицеры.
По замыслу реформаторов создания новой сержантской школы, будущие младшие командиры должны будут в ходе своей учебы принимать активное участие в показных занятиях и командно-штабных, оперативно-тактических учениях, что станут проводиться в военном округе, где расположен вуз, проходить в войсках регулярные стажировки. И вообще 70 процентов учебного времени проводить в поле, на стрельбище и полигоне – на боевой технике и только остальные тридцать – в классе, за изучением теории того или иного предмета обучения.
Подготовка сержантов должна стать сугубо практически-прикладной, считает куратор военного образования в Вооруженных силах России статс-секретарь-заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков. Основываться на боевом опыте антитеррористических операций, проведенных на Северном Кавказе, а так же операции по принуждению к миру грузинского агрессора, в которой минувшим августом отличились части 58-й армии Северокавказского военного округа.
Впрочем, не все сержанты и старшины (старшина – аналогичное воинское звание, но только для ВМФ) станут учиться 2 года и 10 месяцев. Вооруженные силы планируют продолжать готовить младших командиров и по ныне действующей программе, рассчитанной на 5,5 месяцев подготовки. Но это будут только сержанты срочной службы и, наверное, из числа призванных в армию и на флот выпускников высших учебных заведений, где не было военной кафедры.
Правда, для осуществления достаточно революционной для российских вооруженных сил задачи, необходимо решить и ряд других организационных вопросов. Сегодня сержантами и старшинами в армии и на флоте занимаются сразу три военных ведомства с подчиненными им структурами. Это Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, Главное управление боевой подготовки и службы войск Минобороны, и, наконец, Главное управление кадров Минобороны, которое, собственно, и «заполняет» штатные должности военнослужащими определенной квалификации.
Пока подготовка и воинская служба сержантов проходила в так называемой «текучей» системе – младшие командиры менялись на своих постах раз в год - раз в полгода, никаких противоречий тут не возникало. Но теперь, когда сержанты становятся отдельной, достаточно большой (250 тысяч, на сто тысяч больше, чем офицеров) группой в контрактно-призывной армии, для управления их подготовкой и решения их служебных и социальных проблем требуется создать отдельный орган. Какой – пока не ясно. В Минобороны России только приступают к изучению и осмыслению этой проблемы.
Между тем, интересный опыт подготовки профессиональных сержантов есть не только в армиях западных стран – США, Великобритании, Канады и Франции, которые давно отказались от призывной системы и перешли на систему набора, а точнее отбора добровольцев. Там младший командир – основное действующее лицо не только в обучении и воспитании подчиненных, но и в организации повседневной службы. Один из тех, кто может учить солдата по незыблемому армейскому принципу «Делай, как я!».
Весьма эффективный способ подготовки младших командиров существует в армии Казахстана. Там будущих сержантов отбирают среди учеников средних школ. Наиболее крепким физически, толковым мальчишкам с лидерскими чертами характера предлагают после восьмого класса потупить в военный колледж, откуда их после трех-четырех лет учебы выпускают с государственным дипломом о средне-специальном образовании и направляют в войска, где они становятся командирами отделений, расчетов, а иногда и взводов. Весь процесс обучения и воспитания солдат срочной службы и даже контрактников, ложится на плечи сержантов. Офицер занимается только тем, что разрабатывает методику проведения занятий, контролирует сам процесс, занимается тактикой и оперативным искусством, решает другие проблемы. Но не больше 7-8 часов в день. Ему не приходится дневать и ночевать в части, чем не редко без особого успеха занимаются его российские коллеги.
Интересный опыт организации службы сержантов есть и в скроенной по натовским стандартам литовской армии. Там младший командир – тоже, как и в армии Казахстана, - царь и бог в подразделении. Все решает и организовывает только он, а офицер, если необходимо, только контролирует эту работу. Причем, для того, чтобы получить очередное воинское звание (а у литовских сержантов их около десятка), младший командир должен закончить специальные курсы и только потом он получит повышение. В армии Литвы сержант может иметь получку большую, чем капитан. Но и работает он больше, чем офицер.
В России пока все наоборот. Но, не исключено, что года через три, после выпуска первых дипломированных профессионалов-сержантов, многое может измениться и в отечественных войсках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции