Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Когда в Европе вместо вопроса: «Идет ли газ?», все чаще начинают задавать странный вопрос: «Скажи мне, за какую ты трубу, и я скажу тебе, кто ты», то это уже выходит далеко за рамки стремления к энергетической безопасности. Слишком далеко. Канцлеру Германии Ангеле Меркель тоже явно надоело, что транзитная газовая труба, с подачи, в основном, стран Балтии, Скандинавии, Польши (естественно, и Украины) обретает все атрибуты разделительной Берлинской стены. И она направила специальное письмо председателю Еврокомиссии ЕС Мануэлю Баррозу и премьеру Чехии Миреку Тополанеку, как главе правительства страны-председателя Европейского Союза. Это письмо – почти прямой ответ на все произошедшее на недавней конференции «Набукко» в Будапеште.
Конфиденциальное письмо было отправлено уже после будапештской «газовой встречи» 27 января. Кое-что из его содержания оказалось 29 января в распоряжении Financial Times Deutschland. Надо напомнить, что конференция, сначала именовавшаяся саммитом, собрала представителей 10 стран. Здесь были те, у кого есть газ, чтобы наполнить им трубопровод «Набукко», те, по территориям, которых он пройдет, и те, кто просто верит в «Набукко» по чисто политическим соображениям. В основном по той простой причине, что трубопроводы «Северный поток» через Балтику и «Южный поток» через Черное море и Адриатику грозят испортить их транзитные балансы.
Кроме премьера Венгрии, как страны, принимавшей встречу, премьера Чехии Мирека Тополанека как представителя от ЕС, и президента Азербайджана Ильхама Алиева, чей газ и должен почти наполовину заполнить трубу, все остальные страны были представлены лишь функционерами МИД и энергетических министерств. Это - Венгрия, Болгария, Австрия, Румыния, Польша, Турция, Туркменистан, Казахстан, Египет, Иран и Грузия.
Консорциум «Набукко» состоит из шести национальных энергетических компаний: Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), Transgaz (Румыния), MOL (Венгрия), OMV (Австрия), и RWE (Германия). «Набукко» был задуман еще в 2002 году и наиболее активно поддержан США как противовес российскому газу. Он должен пролечь из стран Средней Азии через Каспий и, пройдя по Турции, выйти в Европу в Австрии. Расчетные затраты на строительство газопровода уже возросли с 4 млрд евро в 2004-м до 10 млрд евро сейчас. По «Набукко» может быть пущен газ, объемы коего покроют европейский импорт не более чем на 5%. Пока его строительство считают экономически неоправданным, а причины создания проекта большинство экспертов откровенно называет чисто политическими. Целесообразность явно подменена здесь упрощенной формулой: «Мы не столько «за» «Набукко», сколько против России». Строительство планировалось начать в 2013-м году, но эта дата отнюдь не утверждена.
Если верить Financial Times Deutschland, Ангелу Меркель особенно задело выступление на конференции чешского премьера и его слова о том, что «эти пути (северный и южный газовые потоки) обходят Украину, равно как и Центральную Европу, одновременно поддерживая зависимость от России. Это – прямая угроза проекту «Набукко». «Мы, - добавил Тополанек, - не хотим «Набукко» против кого-то. Мы хотим «Набукко» для нас». Учитывая, что ведущие немецкие газовые и химические концерны (E.ON Ruhrgas и BASF), а также германское правительство – главные участники консорциума «Северный поток», это было очень опрометчиво. Нельзя было вот так откровенно намекать на то, что Берлин ничего этого не хочет, а хочет лишь усилить газозависимость Европы от русских. И вместо одной газовой иглы посадить ЕС на вторую.
Меркель была этим очень недовольна. Она напомнила, что «Северный поток» - это вовсе не чья-то прихоть, укрепление зависимости от кого бы то ни было, а тщательно продуманный и просчитанный проект. Его необходимость, подчеркнула она, еще более оправдана и обоснована на фоне недавнего газового кризиса. Фрау канцлерин заявила сторонникам «Набукко», что не только они заботятся об энергетической безопасности Европы и что для этой заботы было бы хорошо поддерживать сразу все три проекта – «Северный поток», «Южный поток» и «Набукко». Причем в первую очередь на основе их экономической целесообразности.
Учет как раз этой экономической целесообразности показывает, что банки и компании ЕС, хотя и не отказываются от проекта «Набукко», но вовсе не спешат вкладывать в него деньги. Для наполнения «Набукко», как считают эксперты, не хватает газа, а пока такого газа нет, для наполнения проекта строительства не будет и денег. Очень шумные утверждения на конференции о том, что «Набукко», наконец, получил финансовую поддержку Еврокомиссии и ведущих европейских банков, не совсем точно, мягко говоря, отражают реальность. ЕС действительно объявил о выделении на «Набукко» 250 млн евро. Но это было сделано исключительно в рамках уже отпущенных средств на расширение всех видов инфраструктуры Евросоюза и как некая «приманка» для того, чтобы банки Старого Света поактивнее шли на финансирование проекта.
Но, видно, сердце у финансов к «Набукко» не лежит. Представители и Европейского центрального банка и Европейского банка реконструкции и развития лишь обещали «рассмотреть возможности финансирования» проекта. На языке банкиров это очень вежливая отговорка, которая может означать все что угодно, но только не готовность сразу начать вкладывать деньги. Что касается 250 млн евро от ЕС, то это примерно 2-3% от приблизительных средств, необходимых для создания газопровода. Еврокомиссия, как в частном порядке говорят ее эксперты, не готова в нынешние трудные времена вкладывать больше: никому в ЕС не хочется заиметь еще один масштабный проект, который, может быть, придется дотировать из средств налогоплательщиков. Да еще трубу, по которой пойдет только 5% очень дорогого газового импорта.
В 2007-м ЕС импортировал 300 млрд кубометров газа – 60% от всех своих потребностей. Доля России в общем объеме импорта составила около 40%. Потребность в импортном газе у Европы возрастет, по оценкам Еврокомиссии, до 500 млрд кубометров в 2030-м году. Так что без России ей никак не обойтись.
Пока ей не обойтись и без транзитной Украины – «Северный поток» вступит в строй только в 2011-м году. Любопытно, что Киев заверяет Брюссель в том, что он никаких проблем газовому потоку создавать более не будет. После встречи с президентом Ющенко в Брюсселе 27 января Мануэль Баррозу объявил: «Я особо благодарен за заверения в том, что он (Ющенко) полностью поддерживает заключенное соглашение о возобновлении поставок газа». Видимо, Баррозу не совсем хорошо понимает украинский. Во всяком случае, дома Ющенко ничего подобного не говорит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции