Рейтинг@Mail.ru
Что мешает СНГ признать Абхазию и Южную Осетию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что мешает СНГ признать Абхазию и Южную Осетию

© РИА Новости / Сергей ПятаковБлизится полугодовая дата Пятидневной войны на Кавказе
Близится полугодовая дата Пятидневной войны на Кавказе
Читать ria.ru в
Дзен
Близится полугодовая дата Пятидневной войны на Кавказе. В ночь с 7 на 8 августа, отдав приказ на уничтожение Цхинвала, грузинский президент Саакашвили начал беспрецедентную агрессию против собственного народа. Близится полугодовая дата Пятидневной войны на Кавказе...

Алан Касаев, Дмитрий Евлашков, РИА Новости.

Близится полугодовая дата Пятидневной войны на Кавказе. В ночь с 7 на 8 августа, отдав приказ на уничтожение Цхинвала, грузинский президент Саакашвили начал беспрецедентную агрессию против собственного народа.

В результате погибли сотни мирных жителей Южной Осетии. И если бы не вмешательство России в кавказский конфликт, могла бы случиться бойня и в Абхазии.

Международное сообщество пока еще не дало августовским событиям на Кавказе должную правовую оценку. Хотя в результате значительных информационных и дипломатических усилий России чаша весов в вопросе, кто виноват в кавказской трагедии 2008 года, постепенно склоняется не в пользу Грузии.

Почему же, несмотря на огромную работу России по разъяснению истинных причин августовского конфликта, несмотря на ее вес и значение на постсоветском пространстве, никто из партнеров России по СНГ не встал на ее сторону в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии? Почему, постепенно добиваясь перевеса в свою пользу в «информационной войне» на общемировой арене, Россия явно проигрывает эту войну на постсоветском пространстве?

Очевидно, ответ на эти вопросы лежит в области недоработок как России, так и исполнительных органов СНГ, в неполной информированности общественности стран-партнеров по новой кавказской проблематике.

Но тут пора понять главное: в ходе пятидневной войны на Кавказе произошло крушение самих основ существования Содружества Независимых Государств как региональной международной организации, элемента мировой политической культуры и субъекта международного права. В частности, поставлен под сомнение ключевой документ, который лег в основу сотрудничества государств СНГ по вопросам безопасности – Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Согласно договору, противостоять любым военным конфликтам на территориях стран СНГ обязаны коллективные силы быстрого реагирования. Однако в самые трудные для Южной Осетии дни августа 2008 года они не были задействованы. И всю тяжесть решения по отражению агрессии и спасению мирных жителей от уничтожения грузинской военной машиной приняла на себя Россия.

Россия не призывает своих партнеров по СНГ немедленно последовать ее примеру и признать независимость Абхазии и Южной Осетии. И в одиночку помогает новым кавказским республикам встать на ноги, интегрироваться в мировое сообщество, восстановить и реабилитировать свои экономики. Кстати, и это обстоятельство не идет вразрез с уставными положениями СНГ о правовой и экономической взаимопомощи.
Пора понять и то, что в условиях общемирового экономического кризиса странам Содружества нелегко будет выстоять один на один с проблемами. И преодолеть трудные времена можно будет только совместными усилиями.

Например, решить проблему избыточных трудовых ресурсов во время кризиса можно будет, направляя трудовых мигрантов из стран СНГ в новые кавказские республики. Они могли бы быть задействованы в восстановлении разрушенных войной объектов и инфраструктур Южной Осетии. Но главным образом – в строительстве новых объектов и инфраструктур причерноморской Абхазии – курортов, отелей, воздушных и морских портов, дорог и прочего.

Для начала, к примеру, можно было бы открыть информационные центры СНГ в Сухуме и Цхинвале. Эти структуры могли бы регулярно освещать события в СНГ и  в то же самое время вносить свой вклад в ознакомление общественности стран Содружества со всеми процессами, происходящими в новых республиках Кавказа. Заниматься вопросами обеспечения информационной безопасности. Взять на себя миссию правовой помощи беженцам. Подобная гласность и прозрачность помогут в будущем избежать новых конфликтов.

В свою очередь, общественные информационные центры могли бы стать прообразами полноценных представительств СНГ в Абхазии и Южной Осетии. И в конечном итоге помочь элитам и населению стран СНГ прийти к пониманию того, что Абхазии и Южной Осетии найдется место в Содружестве Независимых Государств. Дня начала – в качестве наблюдателей, позже – в качестве ассоциированных членов. Что никоим образом не противоречит самой идее, духу и уставу СНГ, а, напротив, будет способствовать укреплению и развитию Содружества. Кстати, не противоречит этот шаг и уставу ООН.

Однако начать процесс вступления Абхазии и Южной Осетии в СНГ можно будет в том случае, если Россия должным образом продумает и осуществит систему переговоров с ближайшими партнерами. Основной акцент в этих переговорах должен быть сделан именно на экономической и гуманитарной составляющей подобной интеграции. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в ходе последних саммитов СНГ неоднократно было заявлено, что Содружество будет развиваться в сторону совместного экономического сотрудничества, а также в общегуманитарном направлении. И открытие в новых независимых республиках Кавказа информационных центров СНГ как раз лежит в области интересов лидеров стран по поддержанию единого экономического, культурного и гуманитарного пространства.

Не секрет, в кулуарах последнего саммита глав государств СНГ в Бишкеке в октябре прошлого года, декабрьского неформального слета лидеров Содружества в Боровом (Казахстан) активно обсуждалась кавказская проблематика. И «первую скрипку» здесь играл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. К мнению этого опытнейшего политика сегодня прислушиваются многие лидеры СНГ. Ведь это он является автором и основным «локомотивом» идеи евразийской политической и экономической интеграции на постсоветском пространстве. Сегодня любимое «детище» Назарбаева – Евразийское экономическое сообщество – более или менее успешно развивается. И кому, как не Нурсултану Абишевичу, выступить с инициативой о вступлении Абхазии и Южной Осетии в СНГ в качестве ассоциативных членов, и не пригласить новые страны присоединиться к ЕврАзЭС.

Пока же многие страны СНГ воспринимают сам факт появления на мировой арене и на постсоветском пространстве новых независимых государств по принципу: что бы не делалось, лишь бы нас не касалось. Впрочем, подобная отстраненность не мешает им оценивать дилемму признать – не признать Абхазию и Южную Осетию с позиций прямого торга с Россией. Мол, что нам будет взамен?

Взамен Россия может предложить важные вещи. Например, Кишиневу Москва могла бы помочь добиться большего понимания по вопросу урегулирования отношений с Приднестровской республикой. Армении и Азербайджану в условиях увеличивающегося давления со стороны Минской группы предложить варианты более мягкого подхода к той или иной стороне карабахского конфликта в рамках той же Минской группы. Для Белоруссии, Киргизии и Таджикистана у России также найдется немало адекватных предложений, как в политической, так и в экономической области. Двустороннее сотрудничество России с этими странами в последнее время идет по нарастающей.

Повторимся: Россия никого из партнеров по СНГ не подталкивает к принятию решения по Абхазии и Южной Осетии. Хотя рычагов, способных повлиять на дружественные страны, у нее более чем достаточно. Однако Россия тверда в своей позиции предоставлять странам-партнерам право самостоятельно определять свои приоритеты и не намерена вмешиваться в их внутренние дела.

Принимая 16 января верительные грамоты от послов Абхазии и Южной Осетии в Российской Федерации, президент Дмитрий Медведев сказал, что Россия не оставит соседей в беде, в сложных условиях постконфликтного периода. «Мы будем совместно заниматься восстановлением социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии, укреплением ее безопасности. Мы намерены содействовать обеспечению безопасности, строительству мирной жизни в Абхазии», – сказал президент.

Начало процедуры вступления двух новых независимых государств на южных границах РФ в ЕврАзЭС через открытие информационных центров СНГ в новых республиках Кавказа лежит в области таких позитивных свершений.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала