ООН, 15 янв - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Со скандала началось в четверг чрезвычайное заседание Генеральной ассамблеи ООН по ситуации в секторе Газа: делегация Израиля попыталась сорвать работу сессии, заявив о несоответствии ее созыва процедурам Генассамблеи.
Представитель Израиля сразу после объявления председателя Генассамблеи Мигеля д'Эското Брокмана о начале работы взял слово по процедурному вопросу и поставил под сомнение законность созыва сессии в ситуации, когда Совет безопасности ООН занимается урегулированием ситуации на Ближнем Востоке и, в частности, на прошлой неделе принял резолюцию 1860 с требованием о прекращении огня. Израильский дипломат сослался на ст. 12 правил и процедур, которая гласит, что когда СБ выполняет возложенные на него функции по какому-либо спору, Генассамблея не может давать свои рекомендации, если СБ ООН не запросит об этом.
Председатель Генассамблеи отреагировал весьма эмоционально. "Недавно меня ложно попытались обвинить, что я пытался заткнуть Израиль. Парадоксально, но сейчас Израиль пытается заткнуть Генеральную ассамблею! Нет ничего, что мешает Генеральной ассамблее полностью поддержать резолюцию - слабая она или нет - Совета безопасности. Эту резолюцию (с требованием о прекращении огня) полностью игнорируют", - сказал д'Эското и передал слово юрисконсульту управления ООН по правовым вопросам.
Юрист пояснил, что сейчас формально не созывается новая чрезвычайная сессия Генассамблеи, а возобновляется работа десятой спецсесии по Ближнему Востоку в соответствии с резолюцией, рекомендующей председателю Генассамблеи возобновить заседание по просьбе государств. Такие запросы поступили от Малайзии, Венесуэлы и Сирии.
"Председатель в начале сессии обратил внимание на эти официальные просьбы, в связи с чем начало работы соответствует правилам", - сказал представитель правового управления.
Сотрудник израильского постпредства несколько раз брал слово по процедуре, не давая таким образом председателю начать выступление.
Однако в итоге д'Эското все же смог начать свою речь, после того, как представитель правового управления пояснил, что процедурное решение в связи с возражениями представителей стран принимает председатель, если с этим согласно большинство членов Генассамблеи.
Скандальности ситуации добавил и тот факт, что спецсессия проводится не в зале пленарных заседаний, а в одном из обычных конференц-залов штаб-квартиры ООН.
"К сожалению, нам не удалось собраться в зале Генеральной ассамблеи - там буквально сыпется все. Я не понимаю - это выражение политической позиции?" - возмутился Мигель д'Эското Брокман, очевидно намекая на позицию противников созыва чрезвычайной сессии.