Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", специально для РИА Новости.
Все пребывавшие в декабре на слуху темы, яростно тогда обсуждавшиеся, плавно перетекли в наступивший год и по-прежнему находятся в центре внимания футбольной публики. Уедет или не уедет Андрей Аршавин и, если уедет, то – куда? Пойдет ли Егор Титов на сокращение зарплаты и останется ли он в «Химках»? Кто возглавит ЦСКА – единственный клуб, оказавшийся без тренера?..
На последний вопрос ответ был дан - за несколько суток до выхода игроков армейской команды из отпуска - подписанием трехлетнего контракта с известным в прошлом бразильским футболистом Зико. Замену Валерию Газзаеву нашли в Узбекистане, куда Зико, два предыдущих сезона работавший в Турции, отправился осенью минувшего года на заработки. Клуб «Бунедкор», позвавший вместе с Зико его соотечественника Ривалдо, не скрывал, что основная задача акции, весьма, к слову, дорогостоящей, - привлечение, во-первых, в стране внимания к футболу и, во-вторых, постепенное превращение команды в одну из лучших на азиатском континенте.
Сложно сказать, как пошли бы дела у «Бунедкора» в будущем, но Зико после напряженных переговоров в рамках треугольника «узбекский клуб – тренер – ЦСКА», оказался в Москве, и «Бунедкор» занялся поисками нового специалиста с громким (непременное условие для поисковиков) именем.
Сила и квалификация бразильских тренеров – понятия, надо сказать, из разряда мифологических. В Европе они ничего серьезного никогда не добивались, если, конечно, не считать второе место сборной Португалии на домашнем чемпионате Европы в 2004 году. Команду тогда возглавлял Луис Сколари, за два года до этого выигравший чемпионат мира с национальной сборной Бразилии. Но дома от португальцев ожидали только первого места, а работа со сборной от работы с клубами заметно разнится. Что, несомненно, почувствовал Сколари, у которого не очень-то ладятся дела в лондонском «Челси», куда он был приглашен Романом Абрамовичем летом 2008 года.
У Зико, как и у каждого, наверное, тренера, есть свои плюсы и минусы. Среди минусов – слишком короткий для 55-летнего специалиста период практической тренерской работы, которой Зико начал заниматься девять лет назад. Среди плюсов – определенный успех (выход в четвертьфинал Лиги чемпионов) с турецким «Фенербахче».
К плюсам, с известной, правда, долей натяжки, стоит отнести, наверное, и максимализм, о котором, характеризуя бразильца, обмолвился президент ЦСКА Евгений Гинер. Максималистами выставляют себя сейчас все тренеры, которых нанимают на работу. Не станет же, в самом деле, тот же Зико вместо того, чтобы говорить о своем непременном стремлении выиграть все турниры, в которых его новая команда будут участвовать, расплывчато рассуждать о силе соперников, о недоукомплектованности состава, об отсутствии необходимого для достаточного знакомства с командой времени и намекать на то, что мяч круглый и поле ровное – для всех. Нет, конечно. Каждый новый тренер стремится убедить работодателей в превосходстве над предшественником.
Пришедший в «Москву» на место Олега Блохина Миодраг Божович говорит, что команда достигнет лучших, нежели в 2008 году, результатов. Микаэль Лаудруп, проведший со «Спартаком» уже несколько месяцев, уверен в возможности попасть, по меньшей мере, в Лигу чемпионов. Константин Сарсания, возглавивший «Химки» и только – только приступивший к работе с одним из самых бедных клубов в российской премьер-лиге, убежден в том, что он в состоянии попасть в первую десятку и ни в коем случае не бороться, как это случилось в минувшем сезоне, за «выживание». Так же и Зико, наверняка обозначивший максимальные цели и задачи ЦСКА в 2009 году: победа в Кубке УЕФА весной, выход из группового турнира Лиги чемпионов осенью и выигрыш чемпионского титула в России.
История с отъездом Аршавина, довольно точно, полагаю, названная кем-то «мыльной оперой», продолжается в тех же, что и в прошлом году, декорациях: есть, вроде бы, клуб, который купить питерскую звезду (на сей раз называют лондонский «Арсенал»), существует желание футболиста во что бы то ни стало уехать и намерение «Зенита» продать игрока за цену, устроившую бы владельцев команды. Ситуации осталось развиваться до 2 февраля – до того момента, когда в Европе закроется «трансферное окно». Ясно, пожалуй, одно: Дику Адвокату уже не стоит рассчитывать на Аршавина в сезоне. Он либо уедет, либо, как заявил сам, останется в «Зените» только «на бумаге».
Не до конца ясна и ситуация с Титовым в «Химках». Самый высокооплачиваемый игрок подмосковного клуба уже получил предложение о сокращении зарплаты (кризис, отсутствие у «Химок», вообще едва не выставленных из российского чемпионата, заметных средств). Цифры, понятно, не называются, но они таковы, что Титов не мог не задуматься. Футболист, которому в мае исполнится 33 года, может договориться с «Химками» насчет получения им статуса «свободного агента», что позволит ему бесплатно оказаться в другом клубе, но вопрос только в том, найдется ли этот самый «другой клуб», готовый взять Титова, которому надо, разумеется, гарантировать и место в основном составе, и соответствующую зарплату.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции