Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Главным событием 31 декабря, последнего дня уходящего года, вполне мог бы стать назначенный именно на эту дату суд в Багдаде над «метателем ботинка» - Мунтадаром аз-Зейди, который 14 декабря, на пресс-конференции Джорджа Буша в Багдаде, швырнул в него свои ботинки, обозвал собакой и посоветовал убираться из Ирака.
Но получилось по-другому. Регион почти тот же, но событие совсем не смешное. Война, с большим количеством жертв среди гражданского населения.
На первый взгляд, речь идет о весьма ограниченной территории на Ближнем Востоке. Да, там гибнут люди, но это, к сожалению, случается в нашем мире гораздо чаще, чем хотелось бы. Но может ли – теоретически - произойти так, что мы все из новогодних праздников войдем прямо в Третью мировую войну? В конце концов, Первая мировая началась всего-навсего с одного теракта, а тут – убийство сотен мирных жителей.
Политики живут сценариями ужаса. Их работа – предотвратить такие сценарии. Почему, действительно, уже сорок с лишним лет все более или менее серьезные державы заняты Ближним Востоком – этой неразрешимой проблемой, как разместить на одной территории два народа, каждый из которых – родом именно с этой территории, но друг с другом они не совместимы по множеству соображений? Что, нет больше спорных территорий и враждующих народов на планете? Как ни странно, есть. Но в этом регионе – случай, особо опасный для всего мира.
Предположим, что эскалации конфликта не будет – Израиль прекратит обстрелы «плохой» палестинской территории, мусульманский мир долго будет пытаться призвать его к ответу, мирные переговоры с «хорошей» Палестиной – то есть администрацией Махмуда Аббаса – еще долго не удастся возродить, и так далее – все как всегда. Это плохо, но терпимо.
Но, похоже, что в эти дни все-таки последует наземная карательная операция в Газе, с целью полностью уничтожить «террористическое гнездо» ХАМАС. Результат ее будет сомнительным. Дальше произойдет несколько терактов на территории собственно Израиля, и на них тоже надо будет как-то отвечать.
В этом случае следующий этап расширения конфликта – это Ливан и Сирия. Те самые две арабские территории, которые Москва уже долгие годы пыталась подключить к ближневосточному урегулированию. Израиль может напасть и на них. Арабский мир внутренне согласен с тем, что ХАМАС – опасные радикалы, которые сами спровоцировали конфликт. Но если Израиль не пожелает вовремя остановиться, это будет уже другая картина.
В частности, как бы случайно, может всплыть «иранский фактор» - то, что Тегеран, как утверждают, спонсирует и ХАМАС, и их ливанских собратьев – «Хисбалла», и помогает Сирии. И если Иран сделает хотя бы одно угрожающие движение…
Что тогда может сделать Израиль? Разбомбить что-то в Иране? А если Иран ответит на провокацию, то не надо забывать две вещи. Первая – у иранских берегов в Персидском заливе давно уже стоят американские авианосцы. И вторая – уничтожение и оккупация Ирана дестабилизируют весь регион Каспия, а это уже будет проблема России, которая окажется перед искушением, а то и необходимостью оказать Ирану хоть какую-то помощь.
Далее, ядерного оружия у Ирана пока нет – зато оно есть у Израиля, который может, если дела пойдут плохо, его применить.
Вот это все и есть наихудший сценарий. Чтобы его не случилось, сейчас все, независимо от симпатий, призывают израильские власти остановить войну и вернуться к исходной точке. А затем поехать на Московскую конференцию по Ближнему Востоку в следующем году, и начать, наконец, говорить всерьез о мире – только уже с куда менее выгодных для Израиля (и для всех остальных) позиций.
Конечно, есть десятки причин, по которым каждой из упомянутых стран невыгодно вести себя таким образом, чтобы события пошли по тому самому, наихудшему сценарию. Но на Ближнем Востоке – и в мире в целом – существует опасный вакуум власти и порядка, в котором возможно все. Может быть, Джордж Буш проводил плохую ближневосточную политику – но когда лидеров великих держав гонят ботинками из региона, от этого никому лучше не становится.
Например, Израиль явно не склонен слушать призывы прекратить боевые действия, и ведет себя как режим Саакашвили в Грузии – пытается втянуть своего главного покровителя, США, в войну. Ну, или решить свои проблемы, пока США находятся между двумя администрациями. А такие ситуации всегда ненормальны, они означают, что прежняя политика (в данном случае – политика США) была в корне ошибочной. Так же как ошибкой было изолировать ХАМАС, очевидно пользующийся поддержкой населения Сектора Газа. И еще все это значит, что великим державам (или, будем вежливы, мировому сообществу) теперь уже точно придется применять давление, чтобы Израиль не бомбил жилые кварталы Газы, чтобы ХАМАС не устраивал терактов, Иран – не пугал всех ядерной программой, и так далее. А кто сегодня может твердо говорить с Израилем, Ираном, ХАМАС?
… Суд в Багдаде над ботинкометателем, несмотря на войну, все-таки может состояться. И хотя обвинение выдвигается предсказуемое – нападение на главу иностранного государства, осудить Мунтадара аз-Зейди следовало бы за непрофессиональное поведение. Журналисты ходят на пресс-конференции не для того, чтобы создавать события, тем более такого рода, а для просвещения своей аудитории. Журналисты-непрофессионалы, впрочем, создают лишь скандалы. А вот непрофессиональные политики – они устраивают войны. За которые почему-то судят очень редко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции