Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Ближний Восток все-таки вспыхнул новой войной под самый новый год. На 29 декабря число жертв в секторе Газа, атакованном израильской авиацией 27-го, уже превысило 300 человек. У Израиля погиб один. Пока. В Земле Обетованной такого не бывает, чтобы одна противная сторона стерпела столь малые жертвы у другой противной стороны. Израильский премьер Эхуд Ольмерт, объясняя причины начала военных действий, объявил, что Израиль более уже не мог терпеть постоянных ракетных обстрелов из сектора Газа со стороны боевиков ХАМАС: настало время покончить с этим раз и навсегда.
Видимый резон есть: за неделю, предшествующую началу операции, ХАМАС (до 10 декабря он соблюдал полугодовой режим прекращения огня и ракетных залпов не было) выпустил по Израилю более 200 ракет «Кассам». Но это только видимый резон. И если бы все было так просто на Ближнем Востоке – один ясный виноватый, одна очевидная жертва, быстрая кара, общее избавление. Увы.
Для начала, даже израильские военные эксперты согласны в том, что никакого кардинального подавления ХАМАС в результате нынешней акции не произойдет. И никаких «точечных ударов» в густонаселенной Газе быть не может. Практика «ассиметричной войны» (это термин израильских военных экспертов) - сильная сторона дает мощный, диспропорционально жесткий ответ на удары слабой стороны – к такой хирургической точности не располагает. А Газа – это не только боевики или террористы ХАМАС, это еще и многие тысячи мирных жителей, в том числе и сторонники умеренного крыла палестинцев - ФАТХ.
Когда войны начинают под праздник и каникулы, за ними обычно скрываются гораздо более веские причины, чем те, которые были выдвинуты израильским премьером. Навряд ли и он сам, и министр иностранных дел Ципи Ливни, и министр обороны Эхуд Барак могли всерьез верить в то, что последняя операция даст Израилю избавление от ХАМАС. Израиль традиционно имеет хорошие разведданные о том, что происходит на палестинских территориях, и исходить из того, что ХАМАС рухнет, лишь подтолкни его военной операцией, было бы недопустимо легкомысленно.
Да все уже происходит с точностью до наоборот: арабский мир всколыхнулся массовыми демонстрациями протеста, антиизраильские и антиамериканские настроения возросли. Руководству палестинской администрации во главе с Махмудом Аббасом стало еще труднее убеждать своих сторонников в том, что только ФАТХ своей разумной и умеренной политикой переговоров с Израилем способен принести мир. Теперь от него требуют прекратить переговоры даже те, кто ранее их поддерживал – ведь пока такая политика не дала ни мира, ни прекращения захвата новых палестинских земель, ни отказа от строительства новых поселений на уже захваченных. Что бы там ни говорило руководство Израиля, но обстрелы ракетами «Кассам» - это всего лишь «следствие» всей израильской политики на оккупированных территориях, а нее причина.
Что-то еще очень сильно беспокоящее должны были видеть в израильском кабинете, чтобы отдать приказ на проведение карательной операции. Ответ двойной: это предстоящие уже в феврале 2009-го парламентские выборы в самом Израиле и, чуть раньше, смена администрации в Соединенных Штатах.
На победу в израильских выборах и, значит, на премьерское кресло претендует лидер центристской партии «Кадима», нынешний вице-премьер и министр иностранных дел Ципи Ливни. Ее основной конкурент - лидер правой «Ликуд», очень хорошо известный в Израиле Биньямин Нетаньяху, «неистовый Биби», бывший премьер Израиля. Нетаньяху предпочитает говорить об «экономическом мире» с палестинцами и по сути никакого самостоятельного палестинского государства не признает, хотя и готов порассуждать на эту тему «по необходимости».
Как показывает практика, перед любыми выборами в Израиле преимущество имеет тот, кто демонстрирует «жесткость в отношении арабов». ХАМАСовские примитивные ракеты «Кассам» хоть и редко попадают в цель, но заставляют жить в постоянном страхе более 250 тысяч израильтян, дома которых расположены на юге, в радиусе досягаемости с импровизированных ракетных позиций в Газе. Обуздать террористов «Хамастана», как называют в Израиле сектор Газа - одно из главных требований очень большого сегмента израильского населения. Для Израиля 250 тысяч голосов – это вовсе не шутка. И, кстати сказать, политический рейтинг Ципи Ливни после начала нынешней операции резко пошел вверх. Шансы на победу у нее теперь очень весомые.
Спешить с «открытием фронта» и победоносной войной против ХАМАС Ливни и министра обороны Эхуда Барака заставлял и «американский фактор». То еще один Барак – Барак Обама. В Израиле до сих пор не могут вычислить ближневосточную политику новой администрации. Здесь всех очень тревожат еще «допрезидентские высказывания» Обамы, которые израильтянам кажутся слишком уж «пропалестинскими».
Обама, еще до утверждения официальным кандидатом в президенты от демократов, действительно выступал в поддержку палестинцев и говорил, что их бедствиям надо положить конец, критиковал израильскую блокаду сектора Газа. После утверждения он несколько сменил тон и стал больше говорить об интересах Израиля. Но там, видно, расценили это как дежурный ход в надежде получить побольше голосов произраильского лобби США. Успокоения израильтянам не принесло даже назначение сенатора Хиллари Клинтон госсекретарем США. Клинтон никогда не скрывала своих произраильских симпатий. Но, видимо, в Израиле хорошо понимают, что вовсе не она будет задавать тон в ближневосточной политике новой администрации.
Если верить обычно хорошо информированным израильским газетам, нынешнюю военную операцию начали готовить давно. «Гаарец», например, пишет, что данные для ее проведения начали собирать еще полгода назад. К середине декабря стал вопрос о том, когда именно надо ударить – в этом году или в следующем, до или после инаугурации Барака Обамы. В Тель-Авиве не было уверенности в том, как отреагирует на операцию администрация Обамы, и посему не стали тянуть. С войной решили поспешить, пока у власти еще находится администрация Буша и Израилю гарантирована полная поддержка.
Навряд ли у кого-нибудь есть сомнения в том, что Вашингтон Обамы вот так вот прямо и откажется от всех основ ближневосточного курса предыдущей администрации. Скорее в Тель-Авиве опасались того, что при нынешнем глобальном экономическом кризисе у Обамы не будет возможности сразу заняться Ближним Востоком, и время для «добивания ХАМАС» будет упущено. «Они (израильтяне) не были уверены в том, как воспримет их операцию новая администрация, а такого в Израиле не любят. Посему и решили покончить со всем этим до ее прихода» - так объяснил израильские действия высокопоставленный представитель администрации Буша.
И Ливни и Эхуд Барак, видимо, рассудили, что надо подстраховаться и поставить Обаму перед свершившимся фактом – что сделано, то сделано и назад возврата уже не будет, либо с нами, либо… Но света в конце тоннеля это совсем не добавило.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции