У разных народов России существуют свои новогодние персонажи.
Эхээ Дьыл (Дед Дьыл) – якутский Дед Мороз. По поверьям якутов, семья этого зимнего волшебника распоряжается едва ли не всем календарным процессом. Согласно легендам, Эхээ Дьыл путешествует на мифологическом Быке с огромными рогами, которые остужают воздух. Первый рог начинает расти 8 ноября – начинаются и первые зимние морозы. Рог заканчивает свой рост 21 ноября – морозы крепчают. С появлением второго рога 21 декабря наступают самые сильные холода. И лишь 31 января острия рогов у Быка Эхээ Дьыла притупляются, и морозы чуть ослабевают. Но остатки рогов окончательно тают к 22 мая – лишь тогда наступает теплое лето. Старик Эхээ имеет жену – Королеву Зиму (Кыхын Хотун), трех дочерей – Весну (Саасчаану), Лето (Сайыыну) и Осень (Кухуунэй), внука – Ветерка (Тыалчаан) и внучку – Снегурочку (Хаарчаану). Хаарчаана, как и ее русская тезка, наполовину сложена из снега и боится тепла. Она очень веселая, любит играть с детьми; вместе с братцем она помогает любимому дедушке разбирать почту. Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до – 71,2 С.
Якутский Эхээ Дьыл вовсе не делает секрета из своей "мирской" жизни. Под роскошной голубой шубой скрывается профессор Якутского Государственного Университета, доктор биологических наук, член Союза писателей России, первый писатель фантаст Якутии Гавриил Спиридонович Угаров. Он популяризировал сказочных персонажей в своих книгах "Эхээ Дьыл и его внучка Хаарчаана", "За маревом".
Чысхаан – якутский хранитель холода. Терем Чысхаана находится в глубокой пещере в сердце Якутии. Все, от стен до огромного трона и большого количества лавок, где сидит детвора и его дочь Мурчана, в тереме изо льда. Нарядов у него два, но оба весят более 20 кг и носятся только в комплекте с шапкой с полуметровыми рогами, как символ легенды о том, что ежегодно Бык Холода выходит со дна Ледовитого океана и дыханием создает зиму. Помимо обычных новогодних забот он выполняет особо важную миссию – является властелином и хранителем холода, а также главным героем проекта "Зима начинается в Якутии". Ежегодно на фестивале "Полюс холода" российский Дед Мороз получает из рук Чысхаана "Символ холода", с которым и начинает свое путешествие по стране.
Паккайне – карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж.
В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер.
Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли "веселым Морозцем". Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.
Карельский Дед Мороз живет в туристическом центре "Деревня Александровка", в 50 километрах от Петрозаводска. Там он восседает на троне в просторном саамском чуме, крытом оленьими шкурами, в центре которого полыхает жаркий костер. Принимать гостей ему помогают Снегурочка и лесные тролли.
Известным Паккайне стал благодаря ежегодным состязаниям Дедов Морозов, которые проходят в карельском городе Олонце. Сегодня "внук Морозец" – один из любимцев Деда Мороза.
Ямал Ири – Дед Мороз Ямало-Ненецкого автономного округа. По ненецки "Ямал Ири" означает "Дедушка Ямала". Ямал Ири появился на свет около двух лет назад. В его создании участвовали дети со всего округа. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.
Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера – теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы. В руках вместо посоха – лопатка со звенящими колокольчиками. Она поможет старику пробраться через любые сугробы, а звонкие бубенцы разгонят недобрых духов. У Дедушки Ямала уже есть свой сайт, электронная почта, телефон. Сейчас решается вопрос о создании для Ямал Ири собственной резиденции.
Сагаан Убугун – Белый Старец из Бурятии. Саган Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года.
Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равнове¬сие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.
По материалам газет "Аргументы и факты в Западной Сибири" от 28.05.2008, "Новое омское слово" от 20.12.2006