Какими знаковыми событиями был отмечен уходящий 2008-й для Содружества Независимых Государств? Что ждет СНГ в будущем? На каком языке говорят в семье президента? На эти и другие вопросы РИА Новости ответил президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев.
– Господин президент, Киргизия в 2008 году председательствовала в СНГ. В августе на Кавказе произошли события, в корне изменившие принципы сосуществования государств Содружества. Какое, по вашему мнению, будущее ждет СНГ с учетом новых реалий?
– По общему мнению моих коллег-президентов, председательство Кыргызстана в СНГ было оценено как успешное. Мы приложили максимум усилий для развития интеграционных процессов в Содружестве. Удалось решить ряд ранее намеченных задач, способствующих его укреплению. Неплохо в уходящем году развивалось и многостороннее сотрудничество во всех его измерениях, и двусторонние связи между государствами.
На наш взгляд, СНГ может играть важную роль в регулировании и разрешении кризисных ситуаций, укреплении безопасности и предотвращении конфликтов на территориях государств - участников СНГ. Однако в любых конфликтных вопросах, тем более способных повлечь за собой военные действия, нужна крайне выдержанная позиция и здравый подход к разрешению ситуации. «Пятидневная война» на Кавказе вызвала серьезную озабоченность не только Кыргызстана, но и всего мирового сообщества. Как страна, председательствующая в СНГ, мы предприняли ряд действий, в частности, инициировав консультации с главами государств - участников Содружества по поводу кавказского конфликта. Нами было заявлено, что реальные пути разрешения имеющейся проблемы между грузинской и югоосетинской сторонами в соответствии с общепризнанными нормами международного права лежат исключительно в политической плоскости. При этом Кыргызская Республика приветствовала выработанные президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Николя Саркози принципы урегулирования.
Что касается будущего Содружества Независимых Государств, то хотел бы напомнить основные итоги состоявшегося 10 октября в Бишкеке саммита СНГ. Этот форум, без всякого сомнения, стал поворотным пунктом в истории Содружества. В октябре в Бишкеке как раз была поставлена точка под всеми разговорами, вроде – имеет ли СНГ перспективы, или не имеет, развалится ли оно, или не развалится, и что, собственно, будет дальше с Содружеством.
Подчеркиваю: все без исключения лидеры государств, собравшиеся в столице Кыргызстана, а не приехал, по известным причинам, только президент Грузии, выразили единодушное мнение, исходящее, к слову, из чаяний народов наших стран: СНГ – быть. Странам СНГ судьбой определено жить по соседству. И насколько успешно будет развиваться сотрудничество между нашими странами, настолько лучше будут жить наши народы.
– Буквально только что президенты ряда стран СНГ собирались в Казахстане на свой неформальный саммит. Была сделана попытка совместными усилиями выработать некие принципы, единый механизм противодействия глобальному экономическому кризису. Как вы оцениваете итоги этой встречи?
– Чем хороши подобные «летучки», так это живой беседой, прямым, без обиняков, общением. Президенты ведь тоже люди. Им хочется просто побыть в узком кругу друзей, поговорить без протокола. Но зачастую именно такие неформальные встречи имеют больший успех, чем официальные визиты или большие саммиты. И после подобных встреч официальные мероприятия проходят просто «на ура».
Вот и нам в Боровом удалось обсудить широкий круг вопросов. Конечно, один из главных был экономический кризис и то, как странам СНГ, нашим экономикам противостоять связанным с кризисом угрозам. Решались и актуальные вопросы безопасности, в том числе – экономической. В результате мы решили создать единый, в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ, фонд в размере 10 миллиардов долларов. Он будет оказывать поддержку любому государству - члену этих организаций.
Мы договорились, что где-то в конце января 2009 года состоится совместная встреча глав государств ЕвраАзЭС и ОДКБ. К этому моменту должны быть подготовленные соответствующие документы для создания этого фонда.
– Господин президент, с момента «тюльпановой» революции в Киргизии прошло без малого четыре года…
– Ну, во-первых, «тюльпановой» ее называют на Украине и в Грузии. Нашу революцию почему-то причислили к «цветным».
– Курманбек Салиевич, так какой все-таки цвет у киргизской революции?
– Красный!
– Что изменилось с тех пор в отношениях Кыргызстана с внешним миром, с Россией, с партнерами по СНГ?
– Сказать, что эти годы были непростыми – ничего не сказать. Очень, очень сложными выдались для нашей страны эти неполные четыре года.
За это время мы пережили немало митингов, пикетов, всевозможных «акций протеста». Было много выступлений и громких политических заявлений представителей оппозиционных сил, да они и до сих пор звучат. Это говорит о том, что все, что накопилось в умах и сердцах киргизстанцев за предшествующие 15 лет, – а, видимо, столько накопилось! – в конце-концов выплеснулось в революцию.
Разбитые дороги, ветхие школы, растасканные по винтикам предприятия. Полная анархия, коррупция, никакого доверия к власти – вот какое мы получили наследство. И, откровенно говоря, в первое время не было ни сил, ни средств, чтобы разом решить все наболевшие вопросы. Но решать их пришлось.
Мы провели глубокую политическую реформу и завершили конституционные преобразования. На всенародном референдуме кыргызстанцы поддержали новую редакцию Конституции. В декабре 2007 года уже на партийной основе был избран новый парламент. Парламентское большинство сформировало правительство. Мы сформулировали стратегию развития страны, основанную на использовании собственных ресурсов, и приступили к ее реализации.
Все это дало результаты. Предварительные итоги 2008 года обещают неплохие макроэкономические показатели. Рост экономики составил порядка 7,5%. По сравнению с 2005 годом объем государственного бюджета вырос более чем в 2,5 раза. Динамично развивается дорожная инфраструктура. Идет реконструкция не только транснациональных магистралей, но и дорог внутриреспубликанского значения. Во всех областях построены и строятся объекты социального значения – школы, медучреждения, клубы.
Мы изменили социальную политику в сторону большей поддержки людей с небольшими доходами, бюджетников. Создали максимально благоприятные условия для развития предпринимательства.
Впервые за многие годы стали видны признаки возрождения спорта и культуры. На Олимпийских играх в Пекине киргизские спортсмены достигли отличных результатов.
Вместе с тем, глобальный кризис не мог не повлиять на нашу экономику.
Помнится, на Бишкекском саммите СНГ я бросил фразу: кризис затронет всех и каждого, вопрос только, когда и насколько сильно ударит. Напротив как раз сидела российская делегация. Заулыбались: что-то у вас, Курманбек Салиевич, прогнозы неутешительные.
Сегодня этот прогноз подтверждается. Так, извините меня, ударило, что никому мало не показалось.
К слову сказать, в силу того, что экономика Кыргызстана не очень сильно интегрирована в мировую экономику, наша банковская система оказалась устойчивее к мировому финансовому кризису.
Что же касается отношений Кыргызстана с внешним миром, с партнерами по СНГ, с Россией, наша страна сотрудничает со всеми, с кем у нас нет принципиальных противоречий.
– Вы неоднократно называли Россию главным стратегическим партнером Киргизии. В то же время в качестве внешнеполитического курса Бишкек декларирует многовекторность. Как соотносится одно с другим?
– То, что Россия самый важный для Кыргызстана, стратегический партнер – это было, есть и будет всегда. Нас связывают общая история, вековые узы дружбы между нашими народами. Двусторонние ортношения характеризуются последовательностью и стабильностью. Впервые со времен обретения Кыргызстаном независимости товарооброт между Кыргызстаном и Российской Федерацией превысил 1 миллиард долларов. У нас нет ни политических, ни экономических разногласий, нет разночтений в каких-то других аспектах.
И я думаю, что в ближайшее время – январь, февраль – вы будете свидетелями еще больших позитивных изменений в киргизско-российских отношениях.
Но мы развиваем сотрудничество и с соседями. Ведь вокруг нас Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай.
Когда я пришел к власти, первые мои слова по отношению к внешней политике были: Кыргызстану надо вернуться домой. Прежде всего, надо наладить тесные отношения с соседями, снять существующие здесь проблемы, обеспечить свободу передвижения людей, товаров, услуг. Первоначально мы сделали в своей внешней политике упор именно на этом.
Но в то же время мы не можем игнорировать сотрудничество с Европейским союзом, с Соединенными Штатами и другими странами. Напротив, мы его активно развиваем, стремимся проводить многовекторный, сбалансированный и прагматичный внешнеполитический курс. Это полностью соответствует провозглашенной нами корцепции внешней политики Кыргызстана и, самое главное – отвечает нашим национальным интересам. К слову, большинство стран мира, в том числе и Россия, в своих взаимоотношениях с миром придерживается такой же политики.
– Россия выразила готовность инвестировать в экономику Киргизии порядка 2 млрд. долларов. В какие секторы экономики в первую очередь будут направлены эти средства?
– 12 декабря, во время визита премьер-министра КР Игоря Чудинова в Москву, достигнута договоренность о выделении 1,7 млрд. долларов на строительство Камбаратинских ГЭС и 300 млн. на поддержку бюджета республики. В настоящее время экспертами наших стран идет обсуждение финансовых условий и подготовка проекта меморандума относительно предоставления этой помощи.
Во второй половине января предстоит моя поездка в Москву. Состоится наша встреча с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. И там, я думаю, в этом вопросе окончательно будет поставлена точка.
Куда пойдут эти средства? Прежде всего – на энергетику. Кыргызстан испытывает острый энергетический кризис. Объемы потребления электроэнергии растут. А вырабатываемые мощности те же. Оборудование устарело, электрические сети на ладан дышат. Выход один: строить новые гидроэлектростанции, реабилитировать имеющиеся мощности, наращивать свой энергетический потенциал. А потенциал у нас громадный.
Сейчас Кыргызстан своими силами строит Камбаратинскую ГЭС-2. Российский кредит направим целиком на строительство Камбараты-1.
Мы будем строить эти объекты таким образом, чтобы это не сказалось отрицательно на ближайших соседях. Камбарата-2 будет работать в энергетическом режиме, пуск первого агрегата намечен на конец 2009 года. Камабарата-1 будет работать и как генерирующая станция, и в ирригационном режиме.
Приступая к осуществлению этого масштабного проекта, мы, прежде всего, намеревались расширить экспортные возможности Кыргызстана. Ведь вырабатываемая каскадом ГЭС электроэнергия пойдет и в соседние республики, в том числе и в Россию.
– В Киргизии базируются одновременно российская и американская авиабазы. Вы неоднократно заявляли о возможности сокращения сроков пребывания в стране американских военных. Случится ли это?
– Хотел бы внести уточнение: иностранный военный контингент, дислоцированный на территории аэропорта «Манас», это не авиабаза ВВС США, а подразделение международных сил Антитеррористической коалиции, куда входят 11 государств. Согласно своему мандату, авиабаза «Манас» занимается доставкой гуманитарных грузов и поддержкой боевых действий на территории Афганистана, проводимых в рамках операции «Несокрушимая свобода».
Задача же авиабазы ОДКБ в Канте – обеспечение региональной безопасности в Центральной Азии. То есть, обе авиабазы выполняют схожие задачи, и тем самым служат делу глобальной борьбы с международным терроризмом, что поддерживается правительствами как России, так и США.
К сожалению, приходится констатировать, что за семь лет присутствия сил Антитеррористической коалиции в Афганистане производство наркотиков в этой стране только увеличилось. Не целесообразнее ли сменить методы борьбы, которые использовались все эти годы, тем более, сегодня, когда в Афганистане существует официальная власть и соответствующие государственные институты?
У нас есть и другие вопросы. Все мы помним случай, когда американский патрульный на территории авиабазы двумя выстрелами в грудь убил нашего гражданина, водителя авиабазы Александра Иванова. Перед кем только я не ставил этот вопрос, начиная с Кондолизы Райс и министра обороны США Роберта Гейтса до сенаторов и дипломатов. Я требовал довести расследование обстоятельств гибели нашего гражданина до завершения и наказать виновного. Но его спешно вывезли. Что у меня, у всех граждан Кыргызстана вызывает недоумение. Как это так? Убили человека и не понесли никакой ответственности. Словом, есть у нас вопросы.
– Сегодня в Российской Федерации трудятся около 12% от общего количества трудоспособных граждан киргизской республики. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно российское гражданство принимают десятки тысяч киргизстанцев. Удастся ли правительству остановить эту волну?
– На миграционную ситуацию остро повлиял экономический кризис, охвативший пространство СНГ. К нам в поисках работы стекаются граждане из других стран. Киргизстанцы выезжают за пределы республики с той же целью. Наши граждане, в основном, выезжают на сезонные работы в Казахстан и Российскую Федерацию. Наши мигранты заняты в сфере услуг, торговле. А услуги при любом кризисе были и будут востребованы.
Мне приводили разные цифры того, сколько сегодня в России наших трудовых мигрантов – 250 тысяч человек, 350 тысяч… Это те, кто постоянно работают в РФ. Определенное их количество уже приняли российское гражданство. Они помогают своим родным, приносят пользу своей родине. Они уже пустили корни в России, обзавелись семьями. Там дети родились. Но все они, согласно нашей Конституции, по-прежнему считаются гражданами Кыргызской Республики.
Миграционные процессы всегда происходили, и будут происходить. Иное дело, в каких масштабах. Но я не думаю, что в ближайшее время отток мигрантов из Кыргызстана будет носить такой уж массовый характер.
– Вопрос, который наверняка интересует многих российских женщин. Как, Курманбек Салиевич, поживает ваша супруга, Татьяна Васильевна? Как вы познакомились? Помогает ли она вам в вашей работе? Что такое – семья президента Кыргызстана? На каком языке вы говорите в семье?
– Говорим мы, естественно, на русском. Как мне помогает Татьяна Васильевна? Помощь ее очень большая. И заключается в том, что она не вмешивается в государственные дела. Слава богу. Увы, иногда в семьях лидеров такое сплошь происходит, когда жены лезут в дела мужей, начинают заниматься кадровыми вопросами и так далее. К чему это приводит – мы с вами все прекрасно знаем.
Моя супруга не такая. И за это я очень ей благодарен, это огромная помощь. Она занимается детьми, внуком. По природе своей она прекрасная мать, бабушка. Благотворительностью занимается. Но опять-таки – ненавязчиво, не привлекая стороннего внимания. У нее мало берут интервью, ее мало показывают по телевизору. Незаметна. Скромна.
Но, тем не менее, как жене президента, ей приходится бывать на многих официальных или неофициальных мероприятиях. Эту свою миссию она выполняет скромно и большим достоинством.
Человек, с которым около 40 лет ты живешь вместе, не может быть не дорог.
Как-то мы тогда сидели в узком кругу в одной компании, у нее спросили: «Татьяна Васильевна, когда Курманбек Салиевич говорит по-киргизски, как вы ему отвечаете? Понимаете его?» Она ответила: «Даже когда он молчит, я его понимаю». Этим она сказала все.
Мы с супругой вырастили и воспитали двоих сыновей. Они уже взрослые. Оба – не публичные люди, поэтому предпочитают особо не распространяться о своей жизни. Я считаю, что это их право. У кыргызов семья занимает особое место в общественной жизни. Для меня семья – это надежная опора. Близкие мне люди, на которых я всегда могу положиться, которые разделят со мной и радости, и печали. В том, чего мне удалось добиться в жизни, я во многом обязан своей семье.
- Спасибо за интервью, с наступающим Новым годом!
- Пользуясь случаем, от имени кыргызского народа и от себя лично сердечно поздравляю всех россиян, граждан стран СНГ и читателей РИА Новости с наступающим Новым годом!
У наших стран, наших народов есть искренние взаимные интересы. Общая история, дружба и взаимопонимание позволили нам и в этом году держаться вместе, совместно решая задачи, стоящие перед нашими государствами.
Мне бы хотелось передать свои новогодние поздравления также всем кыргызстанцам, моим соотечественникам, которые встречают Новый год вдали от родного дома.
В Новом году желаю вам мира, благополучия и благоденствия!