Министр туризма Египта Зухейр Гарана в интервью корреспонденту РИА Новости в Каире Надиму Зуауи рассказал о ходе расследования ДТП, в котором погибли российские туристы, а также о состоянии египетской туриндустрии, перспективах ее развития в условиях мирового финансового кризиса.
- Каковы предварительные результаты расследования ДТП?
- Официальных результатов расследования пока нет. Создана специальная техническая комиссия, которая внимательно изучает разбившийся автобус, задержан водитель - но поскольку он тоже пострадал в ДТП, следствие еще работает с ним. Как только появятся результаты, они будут официально обнародованы. Пока мы считаем, что автобус разбился в результате того, что лопнула покрышка переднего колеса, из-за чего автобус слетел с дороги в кювет. На настоящий момент это основная версия. Окончательные выводы можно будет сделать после того, как будут обнародованы результаты работы технической комиссии, которая тщательно исследует автобус.
- Высказывались предположения, что причиной ДТП стало превышение скорости водителем автобуса.
- Я хочу напомнить, что в соответствии с решением министерства на автобусах должны быть установлены ограничители скорости, которые не позволяют двигаться со скоростью более 100 км/ч. Если подтвердится, что причиной ДТП стало именно превышение скорости, то у этой туристической компании будет отозвана лицензия, поскольку она нарушила требование Минтуризма.
- В 2007-2008 гг правительство Египта приняло ряд серьезных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Как Вы считаете, привели ли они к улучшению ситуации на дорогах?
- Если мерилом всего являются происходящие на дорогах страны ДТП, то, конечно, действующих мер недостаточно, и необходимо проявить большую жесткость, в частности, в отношении водителей, поскольку именно человеческий фактор чаще всего является причиной ДТП. Водители, занятые в туристическом секторе, за систематические нарушения будут наказываться запретом на работу в этом секторе. Мы также в сотрудничестве с Австрией создали центры повышения квалификации водителей, занятых в туристическом секторе. Это должно значительно сократить количество ДТП.
- Как вы относитесь к прозвучавшей после серии ДТП идее открытия представительств Ростуризма и консульских точек в крупных туристических центрах?
- Конечно, это очень важно, потому что российский рынок для нас имеет приоритетное значение: российские туристы составляют 15 % от общего числа иностранных туристов. Поэтому любые действия, отвечающие интересам российских туристов, могут только приветствоваться как нашим министерством, так и правительством в целом. Мы сделаем все возможное, чтобы сохранить интерес российских туристов к Египту.
Что касается непосредственно открытия консульств, то здесь есть свои процедуры, в частности, согласования между внешнеполитическими ве6домствами России и Египта. Но я могу сказать, что любые шаги в этом направлении отвечают интересам обеих стран.
- 2008 год стал особенно успешным для египетского туристического сектора. Ожидается, что по итогам года число иностранных туристов в Египте достигнет 13 млн человек. Как вы считаете, в следующем году сможет ли Египет сохранить такие темпы прироста, учитывая мировой финансовый кризис?
- Этот кризис настолько глубокий, что на данный момент никто не может предсказать его последствия. Любые прогнозы в этом смысле не будут иметь под собой прочных оснований. Очевидно, что будет некий спад, поток туристов уменьшится, но насколько, не знает никто. К примеру, если в начале года прирост туристического потока составлял 15%, то к сентябрю он упал до 11%. Заметен спад и на российском рынке, в частности, сократилось количество авиарейсов из России в Египте. Это понятно, ведь сейчас у людей нет уверенности в своем будущем. Но и мы должны работать по-особому в условиях кризиса. Составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
Вселяет надежду то, что люди не перестают ездить, мировой туризм не остановился. Мы надеемся, что люди будут более уверенными в своих силах, в том, что они смогут сохранить работу, жить и путешествовать, как раньше.
- Как вы считаете, будут ли корректироваться цены на гостиницы и авиабилеты?
- Сейчас, когда снижается заполняемость гостиниц, многие начинают делать скидки. Это - естественный процесс. Что касается авиаперелетов, проблема в том, что компании, опасаясь дальнейшего роста цен на топливо, закупали его еще по высоким ценам летом этого года, когда баррель нефти зашкаливал за 100 долларов. Они продолжают летать на этом топливе, и хотя цены на нефть опустились, билеты не дешевеют. Снижения цен на билеты стоит ожидать лишь после того, как вся закупленная ранее нефть будет использована.
- Сохранит ли АРЕ нынешние темпы строительства туристических объектов, в частности, гостиниц?
- Кризис не вечен. Еще несколько лет назад в Египте было 18 тысяч гостиничных номеров. Сейчас их - 211 тысяч. Еще 158 тысяч находится в стадии строительства. Многие гостиницы - уже на завершающей стадии строительства, поэтому ожидается сохранение темпов прироста - мы должны быть готовы к тому моменту, когда ситуация нормализуется и рынок вновь начнет расти.
- В связи с ДТП с россиянами прошла информация, что туристов обслуживала одна из т.н. "уличных компаний", не имеющих лицензий на работу в этой отрасли. Соответствует ли это действительности, и какие меры принимаются для борьбы с подобными фирмами?
- Нет, этих туристов перевозила крупная компания "Эппл", зарегистрированная в министерстве туризма. Вообще, любая компания, работающая с туристами, обязана получить лицензию нашего министерства, в противном случае она работает незаконно. Конечно, существуют компании, не имеющие лицензий и организующие поездки по заведомо демпинговым ценам. Мы боремся с этим явлением, прикрываем деятельность этих фирм. Например, в сентябре, когда разбился автобус с российскими туристами под Рас-Судром, выяснилось, что туристы имели дело с одной из таких незаконных компаний. Я еще раз хочу предостеречь российских туристов, о чем уже неоднократно заявлял российской стороне, важно иметь дело только с проверенными российскими операторами и их представителями в Египте и не обращаться к незнакомым турфирмам. В основном, в аварии попадают те туристы, которые обращаются к незнакомым операторам. И желание сэкономить 15-20 долларов на экскурсии для некоторых из них потом оборачивается трагедией.