Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские вузы. Справка

В России будут закрываться государственные и частные вузы и, в первую очередь, их филиалы, которые не обеспечивают качественное образование, заявил в среду журналистам министр образования и науки Андрей Фурсенко.

В России будут закрываться государственные и частные вузы и, в первую очередь, их филиалы, которые не обеспечивают качественное образование, заявил в среду журналистам министр образования и науки Андрей Фурсенко.

В 2007 году в России работали 1108 вузов из них - 658 государственных, 450 - негосударственных.
На начало 2008 года в России официально работали около 1,1 тысяч вузов, включая 650 государственных и порядка 2 тысячи филиалов и представительств. Это в 4,5 раза больше, чем было в СССР.

По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко сегодня в РФ зарегистрировано 3,2 тысячи вузов, из них статус университета носят 500 вузов.

В 1990-2000 годах Министерством образования России разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов России".

Первый официальный рейтинг вузов России был опубликован в 2001 году. Все вузы в рейтинге подразделяются на несколько категорий: отдельно сравниваются "классические университеты", технические и технологические вузы, медицинские,  лингвистика и педагогика (вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составляется рейтинг негосударственных вузов.

Для расчета рейтинга вуза по методике Министерства образования РФ используются количественные критерии Д:
Д1-Д13 - характеризуют профессорско-преподавательский состав;
Д14-Д19 - число студентов и аспирантов, причем отдельным пунктом стоит наличие иностранных студентов;
Д20-Д26 - описывают научно-педагогическую работу в ВУЗе;
Д27-Д30 - количество изданной учебно-методической литературы;
Д31-Д35 - характеризуют материально-техническую базу, в т.ч. библиотеки;
Д38-Д41 - социально-бытовые условия в вузе.

Критерии Д отражены в анкетах (электронных программах для сбора исходных данных), которые получают вузы от Минобразования для заполнения. В учебных заведениях отвечают на вопросы и пересылают ответы назад. Далее в Минобразовании смотрят на показатели, которые сами вузы указали в анкете. Данные подгоняются под формулу, и составляется рейтинг. Таким образом, при определении рейтинга в Минобразовании полностью полагаются на достоверность сведений, предоставленных вузами.

В России разработана модель комплексной оценки вуза, которая складывается из трех процедур: повторное лицензирование; аттестация; аккредитация.

Комплексная оценка предполагает принятие решения и выдачи полномочных документов на единый срок: лицензии на право образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с перечнем программ, по которым учреждение получает право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца.

Комплексная оценка деятельности вузов введена в практику работы Министерства образования РФ с 1 января 2000 года приказом Минобразования России от 12.11.1999 года. В соответствии с п.5.2. "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года), Федеральная служба: "на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)".

Лицензионная экспертиза, аттестация и проверка показателей государственной аккредитации проводятся силами комплексной комиссии, состоящей из соответствующих подкомиссий.

Состав комиссии утверждается распоряжением заместителя Министра образования, курирующего Управление лицензирования, аккредитации и аттестации.

Для прохождения комплексной оценки вуз представляет в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России заявление о проведении повторного лицензирования, в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России заявление на включение в график для проведения аттестации образовательного учреждения и копию заявления о проведении повторного лицензирования. Госинспекция совместно с Управлением составляют график проведения комплексной оценки на основании принятых от вузов заявлений и формируют комплексную комиссию, которая будет работать в каждом вузе.

Существуют требования и к модулю комплексной оценки деятельности вуза. Модуль заполняется на дату начала работы комиссии по комплексной оценке. Данные из модуля представляются в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации на дискете и в бумажных формах (2 экземпляра), распечатанных из программы. Формы должны быть переплетены и заверены подписью ректора и печатью вуза.
В целях оптимизации работ по сопровождению процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ, приказом Минобразования России за № 17 от 25.02.2004 изменен порядок заключения договора на информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения. Договор заключается между высшим учебным заведением и Информационно-методическим центром государственной аккредитации Министерства образования Российской Федерации сроком на пять лет после подачи высшим учебным заведением заявления на аттестацию. Предметом договора является информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ:

•    Оценка рабочих учебных планов образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением и представленных к аттестации и государственной аккредитации, на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.
•    Информационно-аналитическое сопровождение контроля качества подготовки выпускников высшего учебного заведения при про ведении аттестации.
•    Информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Информационно-методический центр Министерства образования Российской Федерации по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) и Центр тестирования МГУП (г. Москва) являются соисполнителями работ по Договору.
После заключения Договора высшее учебное заведение действует в соответствии с порядком работ, размещенном на сайте http://www.nica.ru.
При положительном решении лицензионной подкомиссии вуз получает лицензию.

При положительном заключении по аттестации, вуз может выходить на государственную аккредитацию. А уже государственная аккредитация завершает цикл комплексной оценки деятельности вуза и становится возможной только после успешного завершения предшествующих процедур – лицензирования и аттестации.

В случае успешного прохождения комплексной оценки и положительного решения Аккредитационной коллегии вуз получает лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации на единый срок.

Ежегодно в РФ аккредитацию проходят от 800 до 1 тысячи учебных заведений.

В 2008 году будут введены новые требования к высшим учебным заведениям России, позволяющие разграничить статусы университета, академии и института, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Проверки на соответствие статуса вуза новым требованиям будут проводиться согласно планам аккредитации того или иного учреждения. Эту процедуру вузы должны проходить раз в пять лет.

Новые требования к высшим учебным заведениям России будут более жесткими, будут направлены на то, чтобы образование соответствовало современному уровню. Вузы, которые не будут отвечать новым аккредитационным и лицензионным требованиям, будут закрываться.

Некоторые нововведения предполагается включить в новое положение о лицензировании. В частности, предполагается ввести норму о том, что для образовательного учреждения, работающего в течение пяти лет без замечаний и прошедшего государственную аккредитацию, повторная экспертиза на продление лицензии будет проводиться на основании документов. В случае, если за первые пять лет работы вуз получил замечания, то на место будет выезжать комиссия Рособрнадзора, которая будет проводить такую лицензионную экспертизу более тщательно. Кроме того, предполагается ввести новые требования при лицензировании отдельных специальностей профессионального образования.
Стоимость обучения определяется вузом. Она зависит от престижности учебного заведения и его места в мировых и российских рейтингах. Также стоимость складывается из зарплаты преподавателей, технического персонала, аренды аудиторий, библиотеки, столовой, налоговых и коммунальных платежей, содержания оргтехники, автомобилей и т.п. Стоимость обучения зависит от популярности факультета: чем выше конкурс, тем выше стоимость.
Весьма значительна разница цен на одни и те же специальности в вузах различных регионов.
Фиксированного ценового максимума в вузах нет. Однако поднимать цену за год обучения могут позволить себе только те вузы, в которых конкурс уже не одно десятилетие составляет в среднем 3-5 человек на место.
В условиях инфляции стоимость обучения может возрасти. Большинство вузов устанавливают "приблизительные" тарифы и в зависимости от инфляции просто повышают стоимость обучения на каждом факультете на 5-10% в год.

Если повышение не записано в договоре, вуз не может требовать денег дополнительно.

Оплата производится в рублях, но в договоре можно указывать ее валютный эквивалент.

Сумма определяется по официальному курсу на день платежа. Вуз не имеет права брать дополнительную оплату за ликвидацию академической задолженности, практику, курсовые и дипломные работы, итоговую аттестацию. Вступительные экзамены, оформление документов, перевод с факультета на факультет, с одной формы обучения на другую, восстановление также не может считаться дополнительной платной услугой.

Во многих вузах оплата за обучение дифференцируется в зависимости от варианта оплаты (до определенной даты, за весь срок обучения и т.п.), а также в зависимости от успехов студента в учебном процессе и общественной активности.
По данным независимого рейтингового агентства в области образования «РейтОР», в среднем по массиву изученных в 2008 году вузов, стоимость обучения по сравнению с 2007 годом выросла на 15%.

Некоторые вузы по отдельным направлениям подготовки продемонстрировали очень высокий рост стоимости обучения:
- от 40% до 50% в МФЮА по экономическим, юридическим, другим популярным гуманитарным направлениям подготовки (негосударственный вуз);

- 60% в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) по направлению «Мировая Экономика», специальностям «Менеджмент Организаций» и «Финансы и Кредит»;

- 100% в Московской академии образования Натальи Нестеровой по специальности «Маркетинг» и направлению «Менеджмент» (негосударственный вуз).

В целом, считает «РейтОР», наиболее активно в 2008 году повышали стоимость обучения негосударственные вузы, в то время как государственные вузы в основном ограничились прибавкой 15% 17% к уровням стоимости 2007 года, то есть в пределах роста бюджетных ассигнований. Однако ряд государственных вузов показал опережающий рост стоимости обучения по некоторым особо популярным направлениям и специальностям. Среди этих вузов: РГГУ, МГТУ Станкин (+25% по специальности «Менеджмент Организаций»), РУДН и МИСиС (+25% по направлению «Менеджмент»), РЭА имени Г.В.Плеханова (+28% по направлению «Мировая Экономика»), МИРЭА (ТУ) (+24% по направлению «Экономика»).

Рекомендуем
Адвокат Эльман Пашаев (слева) и актер Михаил Ефремов, обвиняемый в смертельном ДТП на Смоленской площади
Адвокатов по делу Ефремова привлекли к дисциплинарной ответственности
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала