Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Большая часть странностей "дела Виктора Бута" - человека, которого в США называют «российским оружейным бароном» - выясняется только сейчас. Когда начались финальные слушания в суде Таиланда по запросу прокуратуры США, которая предъявила Буту обвинения по четырем пунктам и потребовала его экстрадиции в США. Слушания должны завершиться до среды, а затем таиландский суд должен вынести приговор примерно до конца января (имея 30 дней для принятия решения).
Можно понять настроения таиландской стороны. Все, что от нее требуется американцами – это сбросить с плеч непосильный груз по разбирательству в предельно странном деле, заниматься которым у местной юстиции нет никаких возможностей. Сбросить, экстрадировать российского бизнесмена в США, и забыть обо всем этом навек.
Защита Бута надеется, пожалуй, разве что на чувство национальной гордости таиландцев. Далеко не в первый раз американские спецагенты работают на тайской территории предельно грязно. Задержание Бута в Бангкоке было слишком похоже на похищение – американские спецслужбы устанавливают в его гостинице прослушивающие устройства (вопреки законам Таиланда), потом врываются в его гостиничный номер, фактически пытаются вывезти его из страны… Но затем вмешалась таиландская полиция, которая, разобравшись, отпустила Бута – но тут пришел американский запрос об экстрадиции.
По этому запросу таиландцы не имеют возможности ознакомится со свидетельскими показаниями тех, кто готовил арест, не могут прослушать пусть даже незаконно сделанные записи (они вывезены в США)… в общем, должны поверить коллегам из США на слово и предоставить им самим разбираться. Честно говоря, искушение велико, хотя ситуация откровенно оскорбительная для любого судьи.
А теперь – о странностях дела. Бута обвиняют в преступном заговоре с целью убийства граждан США, сотрудников американских компаний и офицеров полиции, в пособничестве терроризму, а также в приобретении и использовании зенитных ракет (всего на три пожизненных заключения). А возникли эти обвинения из провокации Американского бюро по наркотикам – АБН, очевидной целью которой был вывоз Виктора Бута в США. То есть это они предложили Буту поучаствовать в убийстве граждан США и т.д., и не доказали пока, что Бут хотя бы понимал, что ему предложено.
Агенты АБН выдали себя за колумбийских повстанцев FARC и «вышли на Виктора Бута» с просьбой продать им 100 ПЗРК «Игла». Но оказывается, что выходили они на совсем другого человека, друга Бута по имени Эндрю Смулян. Тот и вызвал Бута в Таиланд – якобы, по его показаниям, для обсуждения условий сделки…
Операции такого рода – любимый сюжет американских боевиков, в которых как-то не подвергается сомнению, что охоту ведут «хорошие парни» (и дамы) на парня заведомо нехорошего. Кстати, грамотный юрист мог бы сказать немало по легальности действий кино-агентов, как они обозначены в сценариях, но это другой вопрос. Важно тут то, что акции такого рода кинозрители США считают героическими. Неважно, как берут злодея – важно, что потом его сажают уже якобы по реальному делу.
Но тут выясняется еще кое-что. Виктор Бут вовсе не «оружейный барон». Он авиаперевозчик, который доставлял различные грузы по всему миру, в том числе и оружие – но легальное, с соответствующими документами. А это существенная разница. Обращаться к такому человеку с целью купить оружие – по меньшей мере неудачная идея, потому что реальные торговцы оружием не всегда довольны вмешательством непрофессионала со стороны. Это – тоже из числа странностей дела.
Следует ожидать, что история эта будет развиваться еще долго. Но к некоторым выводам она приводит уже сейчас. То, что с международным правом в целом не все в порядке, очевидно – да оно и никогда не было полностью в порядке. Экстрадиция, например, подразумевает полное доверие к юридическим механизмам друг друга. Но доверия этого в первые годы нашего века стало меньше. Достаточно посмотреть, что происходит между Россией и Великобританией, когда ни одна сторона не может добиться друг от друга выдачи людей, к которым судебные власти друг друга имеют вопросы – Березовского, Лугового и так далее.
Инциденты, подобные «делу Бута», показывают, что нет ни малейшего доверия и между Россией и США – хотя, заметим, российские власти официально никогда не высказывались о виновности либо невиновности Бута, либо о необходимости перевести его в Россию. В том числе из уважения к судебным властям Таиланда.
Американскую юридическую систему многие американцы, возможно, считают лучшей в мире. Но как насчет лагеря для террористов в Гуантанамо, где люди годами содержались в обход даже американских юридических процедур. Лагеря, который при президенте Обаме, видимо, закроют? Кстати, надо напомнить, что поначалу Россия, проявляя понимание к необходимости бороться с терроризмом, не особо критиковала США за «ускоренную юстицию» в Гуантанамо. Да и другие как-то смущались. Ведь там сидели (и сидят) очень плохие парни, террористы.
Но тут возник еще один «лагерь» - в Абу Грейбе, где хорошие американские парни и девушки издевались опять же над плохими парнями – иракскими военнопленными. Это, как мы все знаем, стало самым большим личным разочарованием для Джорджа Буша за все годы его президентства.
В случае с Виктором Бутом мы опять же имеем дело с очень плохим парнем – вот только этого американцы пока так и не доказали, да и не пытаются доказывать, надеясь, что таиландцы им поверят. И дальше могут не доказывать, применив к Буту ускоренную процедуру судопроизводства. Примерно такую, как они испытывают сейчас на процессе по экстрадиции в Бангкоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции