МОСКВА, 19 дек - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по автопрому в Набережных Челнах в пятницу озвучил ряд мер по поддержке предприятий, производящих отечественные марки автомобилей, а также сборочных производств иностранных концернов. Эти меры помогут россиянам приобрести новые автомобили, а российскому автопрому - удержаться на плаву, отмечают участники рынка и аналитики.
В настоящее время в российском автопроме сложилась критическая ситуация. В условиях мирового финансового кризиса этот сектор экономики испытывает острый дефицит кредитных средств, что грозит сокращением производства, инвестиционных планов, сворачиванием социальных программ. Многие российские компании уже объявили о временной остановке производства.
Задача - восстановить спрос
Власти будут субсидировать ставки по трехлетним кредитам россиян на покупку автомобилей ценой до 350 тысяч рублей, выпущенных в России, в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ, заявил Путин.
"Важнейшая задача - восстановить потребительскую активность населения. Для этого предлагаются следующие меры: субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей", - сказал он.
Путин уточнил, что эта мера будет действовать с 2009 года. В этой связи он порекомендовал тем, кто планирует купить автомобиль в кредит, сделать это в следующем году.
Льготные кредиты на покупку автомобиля будут выдаваться системообразующими банками, и их смогут получить порядка 150 тысяч россиян, сообщил журналистам по итогам совещания глава Минпромторга Виктор Христенко.
"Банк, который выдает кредит, скорее всего, будет из списка системообразующих банков, которые получают специальную поддержку государства, и эти банки будут выдавать кредиты сразу на льготных условиях", - сказал министр. "По нашим оценкам, на это потребуется порядка 6 миллиардов рублей", - добавил он.
Что можно будет купить по "льготному" кредиту
Максимальная цена, при которой государство поможет с кредитом на покупку автомобиля, позволит потребителю приобрести машины не только отечественных марок, но и Ford, Chevrolet, Hyundai и Renault, сборка которых производится в России.
Цена на вазовскую "Калину" в салонах крупнейших автодилеров колеблется пределах 235-295 тысяч рублей, в то время как "Приора" мало где стоит дороже 325 тысяч рублей. Вся остальная линейка ВАЗа еще дешевле. Получить заветную субсидию можно и при покупке "Волги" - ГАЗ 31105 стоит в среднем от 260 тысяч до 335 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Среди продукции отечественного автопрома, которую потенциально можно будет купить при поддержке властей, есть и внедорожник - "УАЗ Хантер" в цене не превышает 350-тысячный лимит.
Автомобили иностранных марок, которые производятся в России, также представлены моделями, которые вписываются в установленные правительством границы цены.
Так, Chevrolet Aveo можно приобрести по цене до 345 тысяч рублей, модель Chevrolet Lanos - до 300 тысяч рублей. Собранные в Москве на базе завода "Автофрамос" автомобили Renault Logan обходятся потребителю примерно от 270 до 340 тысяч рублей. Hyundai Accent не в максимальной комплектации также стоит дешевле 350 тысяч. В России автомобили этой марки производит Таганрогский автомобильный завод.
Выпускается в России и модель Ford, доступная для покупки в кредит с господдержкой: Focus в минимальной комплектации стоит все же менее 350 тысяч рублей.
Ударим по бездорожью российским автомобилем
Путин предложил в качестве меры по поддержке отечественного производителя закупать только произведенные в России автомобили.
"Хотел бы сразу сказать - бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и, рассчитываю, крупнейшие частные компании должны пойти на закупку продукции отечественного производства", - сказал премьер.
"Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги для приобретения импортных машин", - добавил Путин.
Он пояснил, что имеет в виду лишь так называемый "прямой импорт", а не продукцию работающих на территории РФ заводов иностранных концернов.
"Если они будут хорошего качества и будут отвечать требованиям безопасности, почему бы нет. Для этого они должны быть конкурентоспособны по качеству и по цене", - сказала директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина, отвечая на вопрос, будет ли Сбербанк закупать в следующем году отечественные автомобили для собственных нужд.
Как сообщили РИА Новости в Минэкономразвития и Минпромторге, главы двух министерств подготовили совместный приказ, согласно которому отечественные производители, в том числе автомобилей, получат ценовые преференции в конкурсах по госзакупкам. Таким образом, российские автозаводы смогут выиграть в тендере, даже если цена на их автомашины будет на 15% дороже, чем у иностранных производителей, но не будет уступать им по качеству.
В помощь Дальнему Востоку
Недавнее решение правительства ужесточить в 2009 году режим ввоза новых и подержанных иномарок вызвало бурю протестов автолюбителей Дальнего Востока и других восточных регионов России, где традиционно предпочитают японские и корейские автомобили, в том числе со сроком эксплуатации далеко за пять лет.
Путин признал, что меры по повышению ввозных таможенных пошлин на иномарки затрагивают интересы граждан, проживающих в Дальневосточном регионе. Премьер считает справедливыми упреки в том, что люди вынуждены покупать отечественные машины дороже, чем жители европейской части страны.
"Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета", - сказал глава правительства.
Госзакупки - деньги вперед
Путин также сообщил, что на дополнительные закупки в 2009 году автомобилей для социальных отраслей, милиции, военных и спасателей будет выделено еще 12,5 миллиарда рублей к запланированным ранее 15 миллиардам рублей. При этом, по его словам, средства должны быть распределены таким образом, чтобы не только решить задачи по обновлению автопарка ведомств, но и равномерно поддержать производителей различных типов машин.
Кроме того, до 40 миллиардов рублей будет выделено на закупку отечественной дорожной техники. "При Минтрансе будет создана или передана специализированная лизинговая компания, в которую из различных источников будет направлено до 40 миллиардов рублей на закупку отечественной дорожной техники", - сказал премьер.
Путин потребовал также в ближайшее время провести торги по госзакупкам автомобилей и уже в начале следующего года приступить к выплате авансов производителям, увеличив его размер до 50% от суммы контракта.
"Чтобы госзакупки стали для автопрома действенной и своевременной помощью, нужно провести конкурсные торги как можно скорее, и уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки", - указал он.
"При этом размер авансирования по закупкам автомашин увеличен с 30 до 50% от суммы контракта, а требования по обеспечению исполнения контракта - банковская гарантия, страховка, поручительство отменены", - добавил премьер, отметив, что сделать это можно только в том случае, если закупка производится непосредственно у производителя.
Облигации и лизинг
"Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 миллиардов рублей. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны ЦБ", - сообщил Путин.
По его словам, в соответствии с поправками в бюджет, предприятия автопрома могут использовать механизм госгарантий и смогут привлечь до 70 миллиардов рублей кредитов.
"Кредитные линии в объеме до 43 миллиардов рублей будут открыты лизинговым компаниям. Причем на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ, что даст им возможность возобновить свои операции", - сказал премьер.
"Необходимо помочь восстановить инвестиционный спрос на коммерческие автомобили", - отметил он.
Будет мало - добавим
Путин не исключает возможности принятия и дополнительных мер для поддержки российского автопрома. "Если потребуется, будем принимать и дополнительные решения по поддержке автопрома страны", - сказал он.
Премьер отметил, что комплекс мер, который намечен сегодня для реализации, "может быть далеко не исчерпывающим".
"Мы и в этом случае будем внимательно следить за тем, что происходит в отрасли, как в производстве, так и в социальной сфере. И в совместной работе с региональными властями будем реагировать как на социальную ситуацию, которая складывается в зависимости от самочувствия автопрома, так и на экономическую", - сказал глава правительства РФ.
Производители довольны
Некоторые представители российского автопрома уже выразили удовлетворение теми мерами, которые намерено осуществить государство.
"То, что предложено, - это на 25% выше наших ожиданий. Если в течение первых трех месяцев следующего года эти меры будут реализованы, это спасет российский автопром", - сказал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.
"Это своевременная мера - поддержать автопром", - прокомментировал предложенные правительством меры представитель Группы ГАЗ.
"В сегодняшней ситуации это необходимая мера, особенно в условиях, когда емкость рынка снижается", - отметил он. "Это становится еще и выгодным из-за роста курса доллара и импортных пошлин", - добавил представитель ГАЗа.
Автопром удержится на плаву - аналитики
Меры по поддержке российского автопрома, озвученные премьером РФ, позволят автопроизводителям удержаться на плаву в условиях мирового финансового кризиса, считают аналитики, опрошенные РИА Новости.
По мнению аналитика инвестиционной компании "Финам" Константина Романова, самой эффективной является мера по обеспечению госгарантий на размещение облигаций. "Госгарантии на размещение облигаций - хорошая мера, которая позволит автопроизводителям привлечь средства и получить оборотный капитал по адекватным ставкам", - сказал он.
С ним согласен аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. "Самая необходимая мера - госгарантия по облигациям, потому что самая большая проблема на сегодняшний день - нехватка оборотного капитала", - полагает эксперт.
В целом, по его словам, предложенные меры помогут отечественному автопрому сократить падение в 2009 году, причем в первую очередь это касается производства легковых автомобилей, в то время как в секторе коммерческих автомобилей ситуация сложнее.
Говоря о проведении торгов по госзаказу, аналитики отметили, что это позволит обеспечить автопроизводителям хоть и минимальный, но спрос на продукцию, которого сейчас недостаточно.
Комментируя обнуление тарифа на железнодорожные перевозки автомобилей на Дальний Восток, Лямин отметил, что существующий на сегодняшний день тариф - не единственное, что увеличивает стоимость отечественных машин. "На мой взгляд, это не самая необходимая мера. Там слишком большая конкуренция. Несмотря на обнуление тарифа, подержанная двух-трехлетняя японская машина все равно будет стоить дешевле, несмотря на увеличение ввозных пошлин, чем российская машина", - сказал он.
Такого же мнения придерживается аналитик "Финама". "На Дальнем Востоке не такое многочисленное население, и неизвестно, захотят ли жители региона покупать наши автомобили, так как автопарк там на 80% состоит из японских машин", - отметил Романов.
В свою очередь начальник аналитического управления инвестиционной компании "Велес Капитал" Михаил Зак выразил мнение, что господдержка отрасли в том объеме, в каком она была предложена премьером, может осуществляться только в условиях кризиса.
"Все эти меры, конечно, направлены на поддержку отечественного автопрома, но их суть - не улучшить ситуацию в отрасли, а удержать ее на плаву. Очевидно, что без кризиса эти меры не принимались бы. Российскому автопрому нужны новые технологии и инновации, а не запретительные барьеры, устанавливающиеся во избежание конкуренции. Однако в сложившихся условиях другого выхода пока нет. Главное, чтобы эта господдержка прекратилась, когда мировая финансовая ситуация наладится, иначе перспективы развития у отечественных автопроизводителей не будет", - сказал Зак.