НЬЮ-ЙОРК, 17 дек- РИА Новости, Лариса Саенко. В США, где либеральный капитализм потерпел крах на обвале Уолл-стрит, лопнувших пузырей и финансовых пирамид, пытаются нащупать новые социальные модели.
Пример выживания маленького городка Каламазу, спутника Детройта, неожиданно поднял на щит идею "общинного капитализма" - социального партнерства компаний и спонсоров, объединивших капитал для того, чтобы не оказаться втянутыми в воронку падающих автогигантов.
Модель "общинного катализма", рожденная в маленьком Каламазу, стал темой выступлений New York Times, Economist и Wall Street Journal.
Изгнание "Белого слона"
"Наш город присоединился бы к вымирающим депрессивным городам на карте США, если бы лидеры бизнес-сообщества не объединили ресурсы в общем проекте, который можно было назвать просто - "выживание", - сказал в интервью РИА Новости Рон Китченс, глава регионального фонда развития South West Michigan West.
Тень депрессии опустилась на город, когда General Motors закрыл здесь свое штамповочное производство в 1999 году, на котором работал каждый пятый житель Каламазу, расположенного между Детройтом и Чикаго.
Кризис, охвативший бумажную индустрию привел к краху шести местных производств, а рост фармацевтического гиганта Pfiser завершился поглощениями более мелких конкурентов, в результате чего на улице оказались еще 4 тысячи человек в городе с 70-тысячным населением.
"Нас собрал один из лидеров бизнес-сообщества и сказал: "Это крах, нужно что-то делать". И тогда мы придумали программу возрождения города через поддержку нового бизнеса", - впоминает Китченс.
За его плечами богатый опыт в бизнесе, девелоперская карьера в Boeing, Exxon Mobile, GE Capital, работа в команде сенатора.
Каламазу удалось пять лет назад собрать 50 миллионов долларов в свой инвестиционный фонд. Кто и сколько пожертвовал денег - остается тайной. Анонимность предполагает, что спонсорство не должно быть громким, а сами спонсоры никогда не смогут использовать этот моральный капитал в политических целях, полагает предприниматель.
Брошенное закрытое производство, или по-американски, "белый слон", не стало распространенным в США мрачным памятником эре индустриализации. Брошенный завод был переоборудован в современный бизнес-парк и бизнес-инкубатор.
Помещения здесь сдаются даже за один доллар в расчете на то, что зерно прорастет, пустит корни и откроет новые рабочие места.
Все рожденные в местном инкубаторе компании выжили и действительно объявили о расширении, за исключением одной - производившей медные кабели для китайского производства, недавно лопнувшей на обвале китайского рынка.
"Город наш небольшой, но славный - в позапрошлом веке здесь впервые в мире наладили производство дамских корсетов. Меняющаяся мода разорила корсетный бизнес, о котором уже никто не помнит. Зато на свет появилась знаменитая таблетка, для тех, кто хочет бросить курить. Бизнес не любит пустоты. Новое рождается на обломках старого", - рассказывает Китченс.
Собранные 50 миллионов долларов первоначальных спонсорских средств его фонд превратил в 250 миллионов долларов активов.
Бесплатный диплом - только в Каламазу
Каламазу - единственный в США город, где каждый школьник, поступающий в любой вуз штата, получает грант на обучение. Это почти социализм.
Сейчас город обучает более 11 тысяч студентов. "В условиях кризиса самые надежные инвестиции - в образование. Образованные люди скорей создадут новый бизнес, они больше зарабатывают, и, соответственно, больше тратят. Так что наша филантропия замешена на бизнес-расчете. Мы не раздаем просто пособия и бонусы на проедание", - убежден Китченс.
Он полагает, что капитал сейчас создается в исследовательских научных центрах и лабораториях, разработки которых воплотятся в производстве, как только мир начнет выходить из затяжной рецессии.
И действительно, в стенах брошенного завода рождались самые смелые бизнес-идеи и наукоемкие проекты. Например, компания, занимающаяся компьютерным моделированием последствий использования пациентом медтехнологий и препаратов, до того как он стал их применять.
В отличие от среднего уровня безработицы в штате Мичиган, который приближается к 10%, в Каламазу он составляет около 6%, и, вероятно, это одно из немногих мест, где вместо увольнений продолжают открываться новые вакансии для высококвалифицированных специалистов.
Среднегодовой заработок на вакансиях в Каламазу составляет 65 тысяч долларов, а сам городок по плотности докторов наук в процентном отношении к населению, может конкурировать с Бостоном, научным олимпом США.
В город, из которого еще недавно бежали, сейчас потянулись квалифицированные кадры из Мичигана, разных регионов США и даже мира. По данным фонда, недавно среди новоселов Каламазу появилась и семья москвичей.
"Вся наша цель - поддержать человека, который создает капитал. А главный капитал - это и есть человек", - рассуждает Китченс.
Он убежден, что "общинный капитализм", или синтез филантропии и бизнеса, обречен покорить мир.