МОСКВА, 11 дек - РИА Новости. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин видит определенную мистику, заключенную в российской Конституции, которая в момент своего появления (Основной закон был принят 12 декабря 1993 года) смогла остановить развал государства и способствовала развитию новой государственности.
"Есть мистика Конституции. Вот представьте себе, что нарастают общественные процессы необратимости развала, и вдруг общество начинает концентрироваться, обсуждать документ, и этот документ определяет развитие общества. Вдруг концентрация на документе заставляет общество централизоваться",- сказал Плигин журналистам накануне 15-летия принятия Основного закона страны.
Он напомнил, что Конституция была принята в условиях угрозы продолжения расформирования государства, угрозы возникновения внутренних конфликтов. Конституция стала своего рода "матрицей", послужившей платформой, базой для самоорганизации общества и продолжения российской государственности.
"Конституция создала программу развития общества и три главных принципа, заложенных в Конституции - демократическое, федеративное, правовое государство - недореализованы",- сказал Плигин.
"Мне кажется, что Конституция недопонята, недоизучена",- сказал он. Депутат напомнил, что был период, когда в судах вызывала улыбку ссылка на конституционную норму о том, что человек является налогоплательщиком. Слова "я налогоплательщик" вызывали улыбку, однако это указано в Конституции, сказал Плигин. Но такое время, на его взгляд, уже ушло.
"Ссылки на Конституцию приобретают ментальное значение",- сказал он.
Кроме того, Конституция не дает забывать о структуре собственности в РФ, поскольку частная собственность в ней стоит на первом месте, добавил парламентарий.
"Конституция предлагает модель, в которой есть и романтизм, и идеализм, но есть и очень высокая рабочая составляющая",- сказал он.
В целом он отметил, что документы, тексты, книги определяют общества и цивилизации. Он пояснил, что, например, Тора определила развитие одной цивилизации, Библия - другой цивилизации, а Коран - третьей.