Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости.
«Наш стратегический вектор внешней политики не меняется. Мы будем спокойно и продуманно двигаться в сторону НАТО и ЕС», - сказал новый глава МИД Грузии Григол Вашадзе. В целом политики Украины и Грузии с пониманием отнеслись к тому, что ангажированная политика их стран не привела к выдаче их государствам ПДЧ.
Напомним, ПДЧ – План действий по членству в НАТО – является формально обязательной перед вступлением в Североатлантический альянс дипломатической процедурой. Выдается после того, как кандидаты приводят ряд своих государственных характеристик в соответствие со стандартами НАТО. Причем решение о выдаче ПДЧ может произойти только с согласия всех стран, которые уже являются полноправными членами организации.
На встрече министров иностранных дел НАТО в Брюсселе 2-3 декабря, на которой могло было быть принято подобное решение, этого не произошло. Однако, несмотря на то, что в главном «оранжевым республикам» было отказано, Совет министров иностранных дел стран – членов НАТО принял решение о сотрудничестве с Украиной в формате годовой национальной программы, которая должна приблизить эту страну к стандартам Североатлантического альянса и ряд аналогичных программ по Грузии.
«Можно ликовать по поводу того, во что хочется верить, а можно ликовать по поводу фактов. В Брюсселе случилось главное — найден выход из казуистического процедурного тупика. Грузия не получила ПДЧ, но получила все, из чего он состоит. Как это будет называться, не имеет решительно никакого значения», - отметил Вашадзе. А по словам грузинского министра по реинтеграции Темури Якобашвили, «Грузии не стоит особо концентрироваться на вопросе получения ПДЧ. Вопрос ПДЧ излишне политизирован. Нужно найти другие, более действенные подходы для интеграции в альянс», - сказал Якобашвили. В свою очередь, президент Украины Виктор Ющенко отреагировал на результаты саммита с оптимизмом: «Я убежден, что это прогресс».
Насколько возможно принятие Грузии в состав альянса в обход процедуры ПДЧ? Политолог, президент Института национальных стратегий Михаил Ремизов считает, что ни через получение ПДЧ, ни напрямую Грузия и Украина в ближайшее время не вступят в НАТО. «Первое обстоятельство – это мнение европейских союзников, которые занимают последовательную позицию против этого. Второе – есть опасения, что болезненное втягивание Украины и Грузии в НАТО может усилить противоречия уже существующие в НАТО и обессмыслить его как военную организацию», - сказал Ремизов. «Наконец, что касается Грузии. В НАТО нет ясного подхода, в каких границах принимать в свой состав Грузию: в юридических или создавшихся после «пятидневной войны, - добавил эксперт. - США и так пользуются всеми привилегиями союзника Грузии. Для США это - как жить в браке, не расписываясь».
«Есть еще та проблема, что Грузия ценна для США исключительно в качестве проблемного узла, через который можно давить на Россию. А вопрос России, судя по последним заявлениям Барака Обамы, не войдет в число срочных приоритетов США на ближайшее время», - сказал Михаил Ремизов.
Впрочем, помимо варианта принятия Украины и Грузии в НАТО - с ПДЧ или форсированно, в обход ПДЧ, - есть еще вариант двухсторонних стратегических союзов США и Грузии и США и Украины. Против такой, уже только атлантической интеграции, элиты Грузии и Украины вряд ли будут возражать. Процесс, собственно говоря, уже идет.
Если вместо «евроатлантизма» Виктору Ющенко и Михаилу Саакашвили предложат «атлантизм», они наверняка отнесутся к этому с пониманием. Но готовы ли их страны к формальному заключению таких союзов?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции