3 декабря день рождения создателя легендарного Т-34 Михаила Кошкина. "Тридцатьчетверка" официально была признана лучшим танком всех времен и народов.
Конструктор танков Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Когда ему было 7 лет, его отец погиб на лесозаготовках. Мать пошла в батраки, чтобы прокормить троих детей. После окончания церковно‑приходской школы подросток уехал на заработки в Москву, где устроился подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика "Красный Октябрь"). В Первую мировую войну Михаил Кошкин был мобилизован, получил ранение.
В 1918 году вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Воевал под Архангельском, потом под Царицыным. В 1921 году прямо из армии его направили на учебу в Москву. Михаил Кошкин стал слушателем Коммунистического университета имени Я.М.Свердлова.
В 1924 году, по окончании Коммунистического университета, он был назначен директором кондитерской фабрики в городе Вятке. С 1925 по 1929 год Кошкин работал в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году он был направлен на учебу в Ленинградский политехнический институт, где учился на кафедре "Автомобили и тракторы".
В 1930‑е годы в Ленинграде формировалась научная и производственная база танкостроения, и кафедра "Автомобили и тракторы" явилась основным звеном по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли.
После защиты диплома в 1934 году Кошкин работал конструктором, заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском заводе опытного машиностроения им. С.М.Кирова, где в это время создавалось несколько образцов танков и самоходных установок. Он принимал участие в разработке среднего танка с противопульным бронированием Т‑29‑5, а с 1936 года — первого отечественного танка с противоснарядным бронированием Т‑46‑5. За работу в области конструирования Михаил Кошкин в 1936 году был награждён орденом Красной Звезды.
В 1937 году Михаил Кошкин был назначен главным конструктором танкового КБ‑190 Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (с 1937 года получившего обозначение "завод № 183"). Руководил работами по модернизации уже существующих танков и испытанию новых опытных образцов.
С октября 1937 года конструкторское бюро завода приступило к разработке колесно‑гусеничного танка А‑20 (броня – 20 мм, пушка – 45 мм). По инициативе Кошкина параллельно был разработан гусеничный танк А‑32 (броня – 32 мм, пушка – 76 мм). В мае 1939 года были изготовлены и испытаны опытные образцы машин. В октябре был организован показ А‑20 и А‑32 руководству Красной Армии.
19 декабря 1939 года принято постановление советского правительства об изготовлении двух опытных образцов гусеничных танков на базе А‑32 (броня – 45 мм, пушка – 76 мм). Машины получили индекс Т‑34. В марте 1940 года для проведения смотра опытных образцов Михаил Ильич сам повел танки по маршруту Харьков‑Москва‑Харьков. Несмотря на то, что пробег проходил в крайне тяжелых условиях бездорожья, снежных заносов и метелей, танки благополучно прибыли в Москву. Затем успешно были проведены всесторонние испытания на полигоне. 31 марта 1940 года был подписан протокол о немедленной постановке танков Т‑34 на серийное производство на Харьковском заводе им. Коминтерна.
Во время пробега Кошкин сильно простудился и заболел, но продолжал активно руководить доработкой танка. Однако состояние его здоровья продолжало ухудшаться, и 26 сентября 1940 года Кошкин скончался.
За создание танка Т‑34 в 1942 году Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Государственная премия.
К 45‑летию Победы конструктору посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников