Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жить как все

© РИА НовостиВ инвалидном кресле. Архив
В инвалидном кресле. Архив
Читать ria.ru в
Все экономические реформы, какие бы благие намерения не лежали в их основе, бессмысленны, если их целью не является человек. Сегодня же в российском обществе есть категория людей, которой необходимо уделить самое пристальное внимание. Это инвалиды.

Светлана Тузовская.

3 декабря – Международный день инвалидов. Его в 1992 году провозгласила Генеральная Ассамблея ООН. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

А на что способны инвалиды уже доказал, например, известный английский ученый Стивен Хогинг. Прикованный к инвалидной коляске, он ведет активный образ жизни. После операции на горле потерял способность говорить. Друзья подарили ему синтезатор речи, с его помощью он общается с окружающими. Основная область исследований Хогинга – космология и квантовая гравитация. Сейчас он занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. У Хогинга  дочь и два сына. На 2009 год запланирован его полет в космос.

В РФ более 11 миллионов людей, имеющих инвалидность, причем 80 процентов из них - первой и второй групп. Ежегодно инвалидами становятся около одного миллиона человек. Многие - в трудоспособном возрасте. И только 5 процентов из них имеют шанс полностью восстановить свое здоровье.

Одна из главных задач - обеспечение реабилитации инвалидов и их занятости.

Все экономические реформы, какие бы благие намерения не лежали в их основе, бессмысленны, если их целью не является человек. Сегодня же в российском обществе есть категория людей (и к тому же немалая), которой необходимо уделить самое пристальное внимание. Это инвалиды. Чтобы облегчить их жизнь, сделать социально активными гражданами своей страны нужна полномасштабная реформа системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Прежде всего, конечно, речь идет о преобразовании существующего порядка их трудоустройства, организации трудовой деятельности в особых условиях труда, создании для этой категории граждан дополнительных рабочих мест. Не стоит забывать, что труд (а вернее, трудоустройство) - жизненно важное условие для достойного существования человека. Тем более актуальны эти проблемы для инвалидов, особенно молодых, только-только открывающих двери во взрослую жизнь. Сейчас люди с инвалидностью, несмотря на свою профессиональную квалификацию и способности, повсеместно сталкиваются со значительными трудностями при устройстве на работу. По данным социологических исследований, и российских, и зарубежных, в трудоустройстве инвалидов во многих странах наблюдаются схожие проблемы. Где-то они решаются более эффективно, где-то менее. Ведь для многих инвалидов работа является истинным смыслом жизни. Именно так они могут реализоваться, проявить свою независимость, индивидуальность, творческие способности. Сегодня же только трое из ста инвалидов находят силы и возможность жить активной жизнью.

Вообще же здесь у нас проблем - не счесть. Например, с трудоустройством матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности инвалидов. Весьма неохотно решается на производствах вопрос о гибком трудовом графике или неполном рабочем дне для них. А сколько уже говорили о хроническом недостатке средств передвижения или слуховых аппаратов для инвалидов! Немало "прорех" и в том же образовании детей и молодежи с ограниченными возможностями... Этот список можно продолжать практически до бесконечности.

В последнее время удалось добиться введения сурдоперевода и включения "бегущей строки" в некоторые телевизионные программы, но этого явно недостаточно. Людям с ограниченными возможностями по слуху по-прежнему сложно получать услуги сурдоперевода в государственных учреждениях, несмотря на законодательные гарантии.

Только для обслуживания московских инвалидов по слуху (а их более 20 тысяч человек) требуется не менее тысячи переводчиков, в то время как в штате организации, на которую возложены эти обязанности, работают всего десятки человек. Также нет должного понимания того, что законодательный статус языка жестов обязательно нужно повышать. Хотя бы потому, что его используют как минимум два миллиона российских граждан.

Язык, на котором "разговаривают" сурдопереводчики с экрана и со своими клиентами, - жестовый. В мире на нем общаются несколько миллионов людей. Во многих странах он давно уже второй государственный. Но в России до сих пор официально не признан. Получается, язык вроде есть, но его как бы нет... Интересно, что в Америке, Швеции если специалист не владеет основными приемами жестовой речи, то работы в полиции, социальной сфере ему не видать. Если, к примеру, в Финляндии на каждую тысячу человек глухих приходится 300 сурдопереводчиков, то в России их всего три... И с годами это число в стране сокращается. А между тем работы в обществе глухих хватает: каждый день сурдопереводчику поступают заявки. Переводчик нужен в суде, милиции, налоговой инспекции, социальной защите, на приеме у врача…

А как передвигаются в городе люди на инвалидных колясках или на костылях?

Каждая поездка в городском транспорте превращается для них в своеобразную "полосу препятствий". Все автобусы, троллейбусы, трамваи имеют высокие ступени и узкие двери, очень часто на входе отсутствуют поручни. Попробуйте на костылях войти в автобус или трамвай, и вы поймете, почему на наших улицах так редко встречаются инвалиды. При поездке в троллейбусе, кроме всех вышеперечисленных удовольствий, вас может ожидать удар током (ведь костыли часто имеют металлические части, а быстро соскочить со ступеньки на больных ногах невозможно).

К поездке на метро нужно быть готовым не только физически, но и психологически. Преодолев всевозможные ступеньки, эскалаторы, испытав «радость» скольжения по мраморному полу, человек на костылях входит в вагон. Представьте себе реакцию людей. Кто-то смущенно прячет глаза, продолжая сидеть на удобном месте, а кто-то лезет в карман за мелочью.

Есть еще одна маленькая, но очень важная проблема. Куда деть костыли? Ни в автобусе, ни в троллейбусе, ни в трамвае для них нет места. Особенно четко эта проблема ощущается потому, что весь городской наземный транспорт и метро практически всегда переполнены.

В идеальном мире, к которому, надеюсь, мы стремимся, окружающая среда должна быть полностью доступной для того, чтобы люди с инвалидностью не испытывали дискриминации ни в чем - ни при покупке товаров в магазине, ни при получении образования, ни при устройстве на работу, ни в путешествиях или просто поездках по городу по своим делам...

Но, к сожалению, сегодняшняя Москва (а что ужговорить о других городах) практически не приспособлена для беспрепятственного передвижения инвалидов: многие не могут выйти из дома и, как остальные сограждане, выбрать, на чем ехать, зайти в ближайший магазин, пойти в кино...

Инвалиды, хотя и имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, не могут самостоятельно им пользоваться. Этому препятствуют ступени, отсутствие пандусов и поручней, подъемников, большое расстояние от платформы до входа в вагон, узкие двери и турникеты, отсутствие брайлевских, крупных и контрастных указателей и еще многое, что превращает поездку в опасное приключение.

У Гоголя в "Повести о капитане Копейкине" рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1812 года, прибывшем в Петербург за "монаршей милостью". Защищая Родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. Мне кажется, что в поведении чиновников мало что с тех пор изменилось...

Вопросы морали в последнее время достаточно часто оказываются в фокусе общественного внимания. Однако при этом все реже вспоминают о том, что одним из критериев нравственности и зрелости социальной системы государства является отношение к инвалидам. Справедливости ради отметим, что сегодня немало делается для того, чтобы эта группа наших сограждан не чувствовала себя обездоленной. На многочисленные программы тратятся значительные средства, но их эффективность оставляет желать лучшего.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала