Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
29 ноября в Каире должна пройти экстренная встреча членов нефтяного картеля ОПЕК. Главный вопрос, который будет обсуждаться, - когда произвести следующее снижение добычи, чтобы предотвратить сокрушительный обвал нефтяных цен. Россия, не входящая в ОПЕК, не исключает синхронных действий с картелем по ограничению нефтедобычи. Столь высокие потери несут все нефтедобывающие страны от падения доходов от экспорта «черного золота».
Цены упали почти до четырехлетних минимумов
На предыдущей конференции ОПЕК в конце октября мировой нефтяной картель, контролирующий около 40% мировой нефтедобычи, впервые за два года принял решение о снижении официальной квоты на добычу «черного золота» участниками картеля: на 1,5 млн баррелей в сутки – до 27,3 млн баррелей в день.
Ничего другого картелю не оставалось: после достижения в июле абсолютного исторического пика – более $147 за баррель – цены на нефть из-за резкого снижения спроса вследствие замедления мировой экономики рухнули почти на $100 за баррель, или примерно до 1/3 от своей максимальной цены.
Однако вопреки этому усилию ОПЕК нефтяные цены в ноябре продолжили снижения из-за ожиданий, что наступающая рецессия мировой экономики еще больше ослабит спрос на «черное золото». На прошлой неделе основные индикаторы мирового рынка нефти – американская нефть WTI и европейская Brent – упали до уровней, на которых не находились почти 4 года – $48,35 и $47,40 за баррель соответственно.
Реакция руководства картеля была незамедлительной. Представители ОПЕК решили собраться на экстренную неформальную встречу в столице Египта 29 ноября, чтобы обсудить, что же происходит с нефтяными ценами.
Такие «горячие головы», как министр нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес (Rafael Ramirez), предлагает уже на встрече в Каире принять решение о дальнейшем сокращении добычи странами ОПЕК на 1 млн баррелей в сутки. Но большинство членов ОПЕК предлагают не торопиться. Президент ОПЕК Шакиб Хелиль (Chakib Khelil) считает, что еще не в полной мере изучен эффект от предыдущего сокращения добычи и следует подождать до следующего месяца, чтобы лучше изучить ситуацию. К тому же, по мнению Хелиля, сокращение добычи на 1 млн баррелей в день может оказаться недостаточным, чтобы стабилизировать цены.
Скорее всего, в Каире не будет объявлено о немедленном сокращении добычи, но будет заявлено, что снижение выкачки нефти произойдет по итогам очередной конференции ОПЕК, которая пройдет в Алжире 17 декабря. Причем, можно ожидать, что в декабре будет объявлено о сокращении добычи не на 1 млн баррелей, а на 1,5 млн баррелей в день.
В Каире же ОПЕК постарается показать, что его предстоящее решение будет крайне взвешенным и ни в коем случае не продемонстрировать, что действует в панике.
Тем не менее, цены на нефть несколько подросли только на одних ожиданиях, что ОПЕК намерен до конца года еще раз сократить добычу. К 28 ноября цены на WTI и Brent подросли до уровня $53 за баррель.
Это повышательное давление на цены было усилено тем, что Россия дала понять: она тоже может синхронно с ОПЕК подсократить добычу «черного золота».
Сотрудничество ОПЕК с Россией набирает обороты
В ходе предыдущего нефтяного кризиса десятилетней давности в 1998 году, когда цены на нефть падали до $10 за баррель, а в России разразился глубокий экономический кризис, представители ОПЕК тщетно пытались встретиться с тогдашним российским руководством. Сейчас же Россия, являющаяся второй после Саудовской Аравии страной мира по объемам добываемой нефти, ясно дает понять, что заинтересована в сотрудничестве с нефтяным картелем.
Прорывным в этом отношении можно назвать визит генерального секретаря ОПЕК Абдаллы Салема аль-Бадри (Abdalla Salem El Badri) в Москву 22 октября к президенту России Дмитрию Медведеву буквально накануне предыдущей конференции ОПЕК. Правда, тогда ничего конкретного сказано не было.
Но уже через месяц 25 ноября российский министр энергетики Сергей Шматко заявил, что Россия будет сотрудничать с ОПЕК для защиты своих интересов. Более того, он не исключил, что Россия может сокращать добычу нефти одновременно с ОПЕК (на что она никогда ранее не шла).
27 ноября в ходе визита президента России Медведева в Венесуэлу, российский лидер, рассуждая о рынке нефти, использовал практически те же формулировки, которые практикуются в ОПЕК. Так, Медведев заявил, что Россия заинтересована в справедливых и стабильных ценах на нефть, при этом они не должны быть ни слишком низкими, ни спекулятивно высокими. Находившийся вместе с Медведевым в Венесуэле вице-премьер Игорь Сечин, курирующий российский ТЭК, заявил, что Москва приготовила проект меморандума о сотрудничестве с ОПЕК, который будет рассмотрен на его декабрьской конференции.
Единый мировой рынок нефти все больше объединяет Россию и членов ОПЕК и делает их в чем-то похожими друг на друга. К примеру, российский бюджет на 2009 год будет сбалансирован, если цена на экспортируемую из страны нефть будет не ниже $70 за баррель. В ОПЕК же сейчас широко распространено мнение, что цена $70 за баррель устроит всех: и продавцов, и покупателей, и нефтедобывающие компании, которые в этом случае получат необходимые средства для инвестиций.
Многие страны ОПЕК начинают испытывать финансовые затруднения, когда цена на баррель нефти приближается к $50. Практически та же самая ситуация и в России. Сейчас за баррель нашей нефти Urals дают около $48,5; если такая ценовая конъюнктура сохранится, то для исполнения бюджета-2009 надо будет зачерпывать их Резервного фонда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции