Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
На этой неделе Швейцария стала источником горячих новостей. Сначала прокуратура этой страны сообщила об аресте нескольких счетов опального олигарха Бориса Березовского, и почти сразу же директор Федерального управления юстиции в федеральном департаменте юстиции и полиции Швейцарии Михаэль Леупольд озвучил данные национального банка, согласно которым на счетах швейцарских банков хранится около $25,5 млрд, принадлежащих российским компаниям и частным лицам из РФ. Причем лишь 43% этих денег относится к банковским активам, остальное – сберегательные и текущие счета, а также иные обязательства банков перед клиентами.
Вот они где денежки, подумает иной обыватель, их бы да на борьбу с кризисом! Однако если оставить в стороне эмоции, то ничего из ряда вон выходящего не произошло. То, что деньги активно покидают Россию, говорилось не раз и с самых высоких трибун. Так, по данным Центробанка РФ, только в октябре чистый отток капитала составил $50 млрд. Чему удивляться – более трех четвертей притока инвестиций в российскую экономику составлял спекулятивный капитал, который с середины 2008-го побежал из страны.
О том, что крупные предприниматели из самых прибыльных секторов экономики – нефтяники, банкиры, застройщики – не очень верят в светлое будущее российской экономики, и создают подушки безопасности в виде счетов в западных банках и коллекций особняков и замков на «лазурном берегу», тоже было известно. Кстати, рост оттока денежных средств в ту же Швейцарию был зафиксирован еще год назад, так по итогам третьего квартала 2007 года объем денежных переводов из России в эту страну по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился в четыре раза.
Конечно, $25 миллиардов – сумма немалая, но для российской экономики она не критична. Ведь сегодня, в отличие от кризисных 91-го или 98-го годов, государство дефицита в деньгах не испытывает. На прошлой неделе заседании Госсовета в Ижевске президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что государство готово при необходимости потратить на стабилизационные мероприятия (на борьбу с кризисом) около 5 трлн руб., а это примерно в 7,5 раз больше сумм, размещенных в швейцарских банках.
Так в чем же проблема, если не в деньгах? Два года назад «Левада-центр» провел социологический опрос на тему российской экономики. Среди прочих задавался вопрос: «почему сейчас в России нет серьезного экономического роста?». По мнению респондентов, главные причины – бюрократический произвол и грабительская политика крупного бизнеса, не заинтересованного в возрождении страны.
В начала этого года аналогичный опрос теперь уже среди предпринимателей провел ВЦИОМ. Так вот, на вопрос что мешает России войти в число наиболее экономически-развитых стран, три самых популярных ответа звучат так: «неэффективное государственное управление и экономическая политика», «коррумпированность власти и бизнеса» и «эгоизм бизнеса, заинтересованного лишь в сиюминутной прибыли».
К сожалению, кризис подтвердил выкладки социологов. Едва экономику стало лихорадить, власти первым делом озаботились поддержкой самых «эгоистичных» и прибыльных секторов – были выделены миллиарды рублей на поддержку финансовых и строительных компаний.
Благодарность получателей не заставила себя ждать – в начале ноября премьер Владимир Путин посетовал на то, что выделенные средства конвертируются в валюту и выводятся за рубеж. А чего ж вы хотели от эффективного собственника? – его задача максимизировать свою прибыль, а в условиях кризиса и непредсказуемости, лучше всего зафиксировать ее в швейцарском банке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции