81 год назад (1927) открылся Московский государственный театр оперетты
24 ноября 1927 года в помещении театра «Аквариум» опереттой Михаила Багриновского «Игра с джокером» (постановка Рубена Симонова и Григория Ярона) открылся Театр оперетты. До 1917 года в Москве было два театра оперетты: театр Зона и Никитский театр (Оперетта Евгении Потопчиной), который и стал предшественником современного театра. С 1918 года театр назывался «Товариществом на марках». В 1919 году постановлением Совнаркома театр был закрыт и открылся в 1920 году под названием ТЕРЕВСАТ (Театр Революционной Сатиры). С 1921 года труппа выступала в помещении ресторана «Славянский базар», а через год стала называться Московский театр оперетты (частный), в 1925 году - Московский театр музыкальной комедии (в 1926 году был закрыт). В том же году был создан «трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Николая Бравина, выступавший (сезон 1926/1927) в помещении театра «Альказар» (ныне в этом здании Театр Сатиры). В конце 1927 года московский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «категорически» постановил: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Так театр был снова официально открыт и получил статус государственного. Практически сразу к молодому коллективу, возглавляемому Григорием Яроном, пришел успех. В афише театра рядом с признанными классиками Жаком Оффенбахом, Иоганном Штраусом, Ференцом Легаром, Имре Кальманом, Полом Абрахамом заняли достойное место композиторы нашей страны Исаак Дунаевский, Юрий Милютин, Тихон Хренников, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский. Они с искренним интересом создавали свои произведения специально для сцены театра оперетты. Благодаря ярчайшему таланту, великолепному мастерству актеров и режиссеров Московский театр оперетты стал ведущим в своем жанре не только в России, но и завоевал огромный авторитет в Европе. С 1961 года театр работает в здании на улице Большая Дмитровка. Сегодня «Московская оперетта» остается верна своим традициям. На ее подмостках работают замечательные актеры, в репертуаре театра, раскрывая огромный актерский и постановочный потенциал, соединяются классика и современная оперетта, мюзикл и шоу. В 1988 году театру присвоено звание академический. Среди лучших постановок театра - «Женихи», «Белая акация» Дунаевского, «Холопка» Стрельникова, «Летучая мышь» Штрауса, «Сильва», «Принцесса цирка» Кальмана, «Веселая вдова» Легара, «Примадонна» на музыку Ж.Оффенбаха и многие другие. В 2001 году появился принципиально новый спектакль - мюзикл «Метро» Стоклюса, который открыл перспективы для дальнейших постановок хорошо известного в Европе и Америке жанра. Через год на смену «Метро» пришел еще один мюзикл - «Нотр Дам де Пари» Кочанте. Эстафету мюзиклов продолжили спектакль «Ромео и Джульетта» Пресгурвика, мюзикл для семейного просмотра «Маугли» Сташинского, музыкальный спектакль «Золушка» Семенова.
120 лет назад (1888) родился Дэйл Карнеги, американский лектор, автор знаменитой книги
Дейл Карнеги (Dale Carnegie) родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури (США). Его семья жила в бедности, тем не менее он получил неплохое образование. Еще в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешными, и Дейл решил начать собственную практику. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на нее, издав несколько буклетов, вошедших в книгу «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926). В ходе работы Карнеги сотрудничал с известнейшим американским журналистом Лоуэллом Томасом и позже издал их совместный труд - «Малоизвестные факты из жизни известных людей». Настоящий успех и признание читателей пришли к Дейлу Карнеги в 1936 году, когда на книжных полках появилась книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы о том, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948) посвящена способам преодоления стрессов и тому, как активизировать в себе здравый смысл. Популярность и жизненность теорий Карнеги помогла многим его читателям. Он перевел теоретические разработки психологов в практическую область и разработал собственную теорию бесконфликтного и успешного общения. К концу жизни Карнеги пользовался всемирной известностью, а созданный им «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» имел отделения в сотнях городов по всей Америке и Европе. Умер Дейл Карнеги 1 ноября 1955 в Нью-Йорке. Какова же истина от Карнеги? Она проста - всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне и обязательно позаботиться, чтобы у того создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. В общем, все просто: иди навстречу людям - и люди к тебе потянутся!
230 лет назад родился Закари Тейлор (1778-1850), 12-й президент США (1849-1950)
Закари Тейлор (Zachary Taylor) родился в округе Ориндж (штат Вирджиния, США) 24 ноября 1784 года. Закари получил образование дома и приобрел практический опыт, помогая в управлении делами семейной плантации. Однако жизнь фермера его не устраивала, и в 24 года он поступил на службу в армию, где в 1810 получил звание капитана. Военная карьера Тейлора продолжалась почти 40 лет. В 1840 году он был назначен главнокомандующим армией, занимавшей Техас. В 1846 году, после начала Американо-мексиканской войны, перешел Рио-Гранде и после ряда мелких сражений, в которых в основном победа оставалась на его стороне, взял Монтеррей (сентябрь 1846 года). В феврале 1847 года с шеститысячным корпусом одержал решительную победу над Санта-Анной и в апреле 1847 года еще раз разбил мексиканцев при Туле в мексиканском штате Идальго. Все эти победы создали ему такую популярность, что партия вигов предложила ему кандидатуру на пост президента США, хотя раньше он не занимал никаких политических должностей. Кандидатура эта оказалась - в значительной степени вследствие личной популярности Тейлора - успешной, и в ноябре 1848 года Тейлор был избран 12-м президентом США значительным большинством голосов. Он вступил в должность 5 марта 1849 года, только спустя сутки после истечения президентских полномочий Джеймса Полка. 4 марта выпало на воскресенье, а Тейлор, как и многие протестанты в то время, отмечал воскресенье аналогично иудейской субботе (как день покоя) и отказался из религиозных соображений от принесения присяги в этот день. Так же поступил и избранный вместе с ним вице-президент Миллард Филлмор. Таким образом США один день фактически оставались без президента и вице-президента. На посту президента Тейлор пытался стоять выше мелких партийных интересов, выступил против радикальных сторонников распространения рабства. Но здоровье Закари Тейлора было подорвано во время военных походов, и он умер 9 июля 1850 года, на второй год своего президентства.
35 лет назад (1973) умер Николай Ильич Камов, авиаконструктор, один из основоположников отечественного вертолетостроения
Николай Ильич Камов родился 14 сентября 1902 года в Иркутске в семье учителя. Еще учеником коммерческого училища он начал интересоваться авиацией, часто посещал демонстрационные полеты известных в то время пилотов. После окончания Томского технологического института в 1923 году работал на авиационном заводе, затем в авиаремонтных мастерских. С 1928 года в КБ Дмитрия Григоровича принимал участие в разработке и испытаниях самолета ТОМ-1 (Торпедоносец Открытого Моря). В 1929 году молодые конструкторы Николай Камов и Николай Скржинский на общественных началах (при Осоавиахиме) создали первый в СССР винтокрылый летательный аппарат - двухместный автожир КаСкр-1 (название автожира содержит первые буквы фамилий авторов), в летных испытаниях которого Камов принимал непосредственное участие. В 1930 году на базе автожира Камов и Скржинский построили модификацию - КаСкр-2 с более мощным двигателем, которая успешно демонстрировалась руководителям страны в 1931 году. С 1931 года Камов начал работать в ЦАГИ, где возглавил конструкторскую бригаду по проектированию и постройке автожира А-7 и его модификации А-7-3а для корректировки артиллерийского огня и разведки в интересах армии. В 1940 году по инициативе Камова организуется первый в стране завод автожиров для создания новых машин и их серийного строительства. Николай Камов - главный конструктор и директор этого завода. Здесь продолжились постройка и ремонт автожира А-7 и разрабатывался прыгающий автожир АК. В 1941 году Камов возглавил подготовку и отправку на фронт пяти автожиров А-7 и лично выезжал под город Ельню, где автожиры принимали участие в боевых действиях войск в составе 24-й армии. Находясь в эвакуации на Урале (1942-1943), Николай Ильич Камов возглавил проектирование автожира АК, способного взлетать без разбега. После войны в ЦАГИ под руководством Камова группой энтузиастов был построен одноместный вертолет соосной схемы Ка-8 с мотоциклетным двигателем, который успешно демонстрировался на воздушном параде в 1948 году. С 1948 года Николай Камов - главный конструктор ОКБ-2, ОКБ-4, Ухтомского вертолетного завода. При его активном участии был создан вертолет Ка-8, на его базе - вертолет Ка-10, служивший для связи и наблюдения в ВМФ. Затем был спроектирован и построен двухместный Ка-15, который, кроме связи и наблюдения во флоте, осуществлял поиск подводных лодок. Ка-15 имел несколько военных и гражданских модификаций, включая четырехместный Ка-18 - «летающий автомобиль». В 1958-1959 годах на Ка-15 были установлены мировые рекорды скорости по замкнутым маршрутам 100 и 500 км. Вертолет Ка-18 демонстрировался на международных выставках во многих странах. Получил золотую медаль на всемирной Брюссельской выставке 1958 года. С 1952 по 1964 год коллектив под руководством Камова разрабатывал, строил и испытывал комбинированный аппарат - самолет-вертолет (конвертоплан) Ка-22, заказанный ВВС. В 1961 году на Ка-22 было установлено восемь мировых рекордов, среди них - рекорд скорости по 100-километровому маршруту и по подъему различных коммерческих грузов на высоту до 2588 метров. Работы по созданию вертолета Ка-22 и поставленные им рекорды прославили имя Камова в авиационных кругах всего мира. Одновременно с Ка-22 во второй половине пятидесятых годов Камов решает разработать корабельный противолодочный вертолет Ка-25 с полетным весом 6-7 тонн, который должен был служить флоту для увеличения его возможностей при борьбе с подводными лодками. Ка-25 имел все элементы современных противолодочных вертолетов. Примененные на нем конструктивные решения оказались новыми в мировом вертолетостроении. Эта машина стала первым советским боевым вертолетом. Николай Камов также создал для народного хозяйства ставший наиболее массовым многоцелевой вертолет Ка-26 оригинальной конструкции «летающее шасси». Эти машины с поршневыми двигателями, взлетным весом 3250 кг широко демонстрировались на авиационных выставках и экспортировались во многие страны мира. Николай Камов - автор оригинальной системы управления соосными винтами, конструкции цельнодеревянной лопасти, конструкции и технологии изготовления лопастей из полимерных композиционных материалов. Скончался Николай Ильич Камов 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя присвоено Ухтомскому вертолетному заводу и одной из улиц микрорайона.