В пятницу депутаты Донецкого городского совета единогласно приняли обращение, в котором потребовали от Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию отменить запрет на ретрансляцию российских телевизионных каналов и телепрограмм. По мнению депутатов, такой запрет «грубо нарушает и ограничивает права граждан Украины на получение информации на родном языке». Своим видением ситуации, сложившейся вокруг вещания российских телеканалов на Украине, поделился в беседе с корреспондентом РИА «Новости» Анной Ивановой секретарь Донецкого городского совета Николай Левченко.
- У Донецка сначала отняли право смотреть фильмы на русском языке, теперь отнимают право на просмотр российских телеканалов. Как вы относитесь к подобным решениям украинских властей?
- Я считаю, что подобные решения, во-первых, незаконны, во-вторых, аморальны, что ли, античеловечны. Здесь совмещается нарушение двух факторов: фактор конституционных прав граждан, то есть по Конституции Украины есть понятие «неотъемлемые права» - право на жизнь, право иметь доступ к информации и так далее, и вот здесь нарушается напрямую наше право доступа к информации. Кроме того, Нацсовет Украины не имел никаких прав делать это, поскольку существуют законы об информации на Украине и данное решение противоречит и Конституции, и существующему законодательству в сфере информации. Это уже доказано провайдерами, которые судятся, выигрывают суды, то есть идет процесс судебный и политический. Что касается политического процесса, мы, естественно, будем добиваться защиты прав телезрителей, прав дончан на то, чтобы получать доступ к информации на русском языке с помощью российских телеканалов. Проект решения мы подготовили совместно с провайдерами. Специально для этого провели круглый стол, где участвовали представители всех провайдеров, которые занимаются ретрансляцией российских и остальных каналов на территории города Донецка, юристы, которые занимаются сейчас этими вопросами в суде. Мы также пригласили на этот «круглый стол» представителей Нацсовета, но никто не явился, они не посчитали нужным участвовать в таком обсуждении. То есть миллионный город Донецк, его проблемы не волнуют Национальный совет по телевидению и радиовещанию.
- Но Нацсовет уже заявил, что будет обращаться в Генпрокуратуру по поводу обращений органов местного самоуправления, которые призывали провайдеров не прекращать ретрансляцию «неадаптипрованных» российских телеканалов...
- Местные советы - это орган местного самоуправления, который призван организовывать процессы жизнеобеспечения в городе и защищать интересы населения конкретной территории. Поэтому мы находимся в рамках своих полномочий - выполняем оба этих принцип действия местной власти. Вопрос организации жизнедеятельности города - это ведь и обеспечение вещания каналов кабельного телевидения на территории Донецка. И мы не выходим за пределы границ города. Мы защищаем интересы территориальной единицы.
- Вы как-то назвали это решение Нацсовета «культурным геноцидом русскоязычного населения». Какие последствия может иметь для Донецка подобное явление?
- Последствия эти распространяются на всю территорию Украины. Это очередной фактор раскола страны.
- Есть ли здесь политическая составляющая и кто в этом заинтересован?
- Абсолютно понятно, что решение Нацсовета, которое было принято в отношении запрета трансляции российских телеканалов, носит исключительно политический характер, я бы сказал даже - принципиальный характер. Это воля одного человека и его окружения. Я говорю о президенте Украины, который болезненно озабочен псевдонациональной идеей, который уже доказал, что является огульным националистом, который не учитывает мнения других национальностей, проживающих на территории Украины (кроме украинцев), и который несколько раз критиковал продолжение трансляции российских каналов на территории Украины. Этому есть и косвенные, и прямые доказательства. Прямые доказательства - это цитаты из его выступлений, где он негативно высказывается о вещании российских каналов, косвенные доказательства - параллельно не запрещены другие телеканалы, например, европейские, которые вещают на других языках, к ним нет никаких претензий. Хотя под те критерии, по которым якобы убрали российские каналы, подходят и другие каналы, которые вещают на английском и на немецком языках. Они также не все адаптированы, если брать адаптацию в тех критериях, которых придерживается Нацсовет. Так что это решение - политическое. Повторюсь, выполняется воля одного человека... При этом обращаю внимание на его рейтинг у населения Украины - 4 процента. То есть этот человек действует исключительно в интересах маленькой группы ультранационалистов, которые проводят свою политику. Уже побочными эффектами здесь является то, что все это затрагивает и интересы собственников центральных телеканалов Украины, потому что в один определенный момент вся эта телесеть провайдеров кабельного телевидения стала реальным конкурентом для наших центральных телеканалов. Они (российские телеканалы) на сегодняшний день по некоторым оценкам занимают от 30 до 40 процентов рынка. И, естественно, хозяева крупных телеканалов-монополистов этим обеспокоены, а поэтому это решение (Нацсовета) также играет на руку и им. Ну, и, кроме того, здесь есть еще один серьезный фактор: мы всегда знаем, что как только начинается какой-то кризис и падают цены на что-либо, то появляются люди, которые скупают это по дешевке, то есть с дисконтом, по демпинговым ценам. Естественно, запрет ретрансляции российских телеканалов ударит по бизнесу, по финансам компаний-провайдеров. Многие из них обанкротятся, многие из них постараются продать свои активы, продать свой бизнес. И этот бизнес будут активно покупать, может быть, какие-то европейские инвесторы, которые заинтересованы в контроле информации на Украине, кто-то из окружения тех людей, которые принимали это незаконное решение. Здесь прослеживается и коррупция, и явное такое антинародное националистическое решение.
- Кроме принятия на сессии обращений в различные органы власти, какие еще есть рычаги у горсовета, чтобы повлиять на ситуацию?
- Мы будем выполнять роль координатора всех судебных разбирательств. Мы будем помогать тем компаниям, которые уже сегодня наняли юридические фирмы, чтобы защищать свои права в суде. Если кто-то из дончан решит подать в суд как физлицо на Нацсовет за это решение, будет добиваться того, чтобы его оспорить в связи с тем, что у него отсутствует возможность доступа к информации, то городской совет окажет такому гражданину юридическую помощь. И, естественно, мы настоятельно рекомендуем провайдерам все-таки не отказываться от ретрансляции российских телеканалов, рекомендуем им продолжать ретрансляцию и бороться за свои права. Обращение в Верховную Раду, в Нацсовет, во все органы власти от Донецка до Киева - это ведь не просто так. К сожалению, наше государство устроено по такому принципу, что вся власть находится в центре и очень мало полномочий у регионов. Мы уже настолько привыкли к тому, что городские советы Харькова, Днепропетровска, Донецка, Симферополя, Запорожья с какими-то обращениями выходят на Киев и эти обращения остаются без ответа, без внимания. Это неправильно. Ведь что такое обращение сессии Донецкого городского совета к Нацсовету, к Верховной Раде? Это мнение миллиона жителей. Восемьдесят депутатов городского совета представляют население в миллион человек. И здесь справедливости ради нужно сказать, что в этом вопросе у нас довольно-таки консолидированное мнение, поскольку 90% депутатов из Партии регионов, а, значит, есть абсолютное понимание и поддержка. Если бы у нас было в городском совете 8 фракций и какие-то фракции проголосовали за это решение, какие-то против обращения, то можно было бы спорить. Тогда бы мы говорили: «Ну, это же не весь Донецк, есть люди, которые косвенно не поддерживают это обращение. Но у нас депутаты обеих фракций в горсовете поддержали обращение, значит, депутаты выражают мнение миллиона жителей Донецка. И если к мнению миллиона человек центральные органы власти не прислушиваются, то рано или поздно это станет проблемой центральных органов власти.
- Ожидает ли Донецкий горсовет, что Российская Федерация предпримет какие-либо действия, чтобы в данном случае защитить русскоязычное население Донбасса?
- Никак не ожидает. Мы должны разбираться на территории своего государства сами. Мы не должны ждать какой-то помощи извне. От Российской Федерации мы можем ожидать только того, чтобы они нам цены на газ понизили.