Александр Воронцов, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения Российской академии наук, для РИА Новости.
Начиная с сентября с. г. применительно к КНДР одной из излюбленных тем многих иностранных СМИ стал вопрос о состоянии здоровья лидера республики Ким Чен Ира. Его отсутствие на ряде важных мероприятий, включая торжество по случаю 60-летия КНДР, дало основание для слухов о его болезни, возможно, перенесенном инсульте и т. д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что достоверными сведениями о состоянии здоровья лидера КНДР Ким Чен Ира не располагает никто, кроме узкого круга лиц в высшем руководстве республики. Есть алармистские слухи и спекуляции о его тяжелом состоянии, вероятной близкой кончине, которая станет причиной кровопролитной схватки за власть в Пхеньяне между Трудовой партией Кореи и армией, внутри самого кимовского клана и др. Говорят в этой связи и о возможности полного коллапса КНДР, что, в свою очередь, спровоцирует КНР ввести войска в Северную Корею, а это, в свою очередь, вызовет жесткую реакцию со стороны США, вплоть до возникновения второй Корейской войны. Все эти мысли активно запускаются в оборот западными СМИ, прежде всего японскими. Именно японским СМИ приписывают авторство очередной несостоявшейся «сенсации» о том, что Пхеньян якобы распространил среди всех своих зарубежных посольств директиву с требованием к сотрудникам быть в полной мобилизационной готовности и ждать «важного правительственного сообщения» 20-го октября с. г.
Достоверно известно одно – внутриполитическая и социальная ситуация в КНДР все это время остается совершенно стабильной и спокойной.
По нашему мнению смена лидера в КНДР, когда бы она ни произошла - в ближайшем или отдаленном будущем, не приведет не только к коллапсу государства, но и к сколько-нибудь значительным потрясениям.
Да, очевидно, что на сегодняшний день внешний мир не знает и, поэтому, вынужден мучиться в догадках и предположениях относительно возможного наследника северокорейского лидера: один из сыновей (но кто?) или дочь, или нынешняя супруга, или коллективное руководство или ещё кто-то. Если же все-таки заняться предположениями по поводу возможной смены руководства, то многие профессиональные корееведы склоняются к мысли о вероятности появления коллективного руководства в Пхеньяне. Правда, здесь мнения разделяются. Одни считают, что в таком коллективном органе будут доминировать военные, в духе главной политики последних лет - «приоритета армии». Другие усматривают в самых недавних проявлениях внутриполитической жизни признаки возвращения к главенствующей роли ТПК и предсказывают на этой основе коллективное управление под руководством партии.
Но вместе с этим, на наш взгляд, в северокорейском руководстве, скорее всего, существует подготовленный сценарий действий на случай смены лидера. Мы не знаем его содержания, но, видимо, он есть. Поэтому перемены в руководстве пройдут достаточно спокойно, с сохранением контроля над ситуацией внутри страны. Скорее всего, сохранится преемственность в сфере внутренней политики: курс на постепенную, очень осторожную, но все-таки, в конечной перспективе, рыночно ориентированную реформу. То же и во внешней политике – прежде всего, будет продолжаться поиск путей полной нормализации отношений с США, а затем и с Японией.
Развитие событий сразу после избрания президентом США Барака Обамы подтверждают данный тезис. Пхеньян поспешил выступить с заявлением, что готов пойти на кардинальное улучшение отношений с Вашингтоном, если встретит взаимопонимание в Белом Доме. В свою очередь и Обама высказывал намерение провести встречу с лидером КНДР после официального вступления в должность.
Соответственно, мы не видим явных оснований для тревог по поводу возможной дестабилизации обстановки на Корейском полуострове, перспективы роста напряженности и угрозы вооруженного конфликта.
В этой связи крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны проявляли сдержанность и деликатность в комментариях относительно состояния здоровья Ким Чен Ира, и при обсуждении планов взаимоотношений с возможным в будущем новым руководством КНДР.
Если неблагоприятное развитие обстановки и будет иметь место, то в силу не внутренних северокорейских, а других причин. Например - дальнейшего ухудшения межкорейских отношений из-за пересмотра администрацией президента Ли Мён Бака наследия своих двух предшественников и, в целом, философии политики в отношении Северной Кореи.
Очевидно, что проявления истерии в связи с возможными изменениями на Севере и выстраивание на её основе недружелюбных планов реагирования, способны с самого начала серьёзно осложнить взаимоотношения с Пхеньяном и вынудить его к выбору более жестких мер как во внутренней, так и во внешней политике. Так, например, активизация в последние дни обсуждения Сеулом и Вашингтоном конкретных военно-политических сценариев в случае коллапса Северной Кореи в рамках плана № 5029 (схема действий в чрезвычайных обстоятельствах), попытки повышения его статуса из концептуальных построений на уровень оперативного плана не могут не усилить озабоченность и недоверие среди руководства Пхеньяна. В этом же негативном направлении воздействуют на нынешних и будущих лидеров КНДР широкие дискуссии в близком властным структурам аналитическом сообществе РК, призывающие Сеул использовать к своей выгоде (приближение объединения Кореи на южнокорейских условиях) возможные в случае смены власти трудности на Севере.
В ряду подобных акций, де-факто имеющих целью смену режима на Севере, следует назвать ставшие в последние месяцы систематическими случаи массированного заброса неправительственными организациями Юга через ДМЗ агитационных листовок с помощью воздушных шаров. В конце концов, в условиях игнорирования Сеулом неоднократных предупреждений Пхеньян пошел на жесткие шаги по закрытию сухопутной границы с 10-го декабря с.г., что неизбежно нанесет существенный ущерб и без того неуклонно сокращающемуся объему межкорейского сотрудничества. Анализируя складывающуюся ситуацию, ряд обозревателей не без оснований высказывает мысль, что, возможно, именно к такому результату Сеул сознательно и ведет дело, не скупясь при этом на уровне риторики в заверениях о желании это сотрудничество спасать, развивать и т.д.
Конечно, такие шаги могут лишь подтолкнуть Пхеньян к жестким защитным мерам, что неблагоприятно отразится на перспективах, начавшихся в 2002 г. реформаторских новаций.
В условиях же спокойного, а тем более дружелюбного внешнего окружения Пхеньян продолжит процессы постепенной модернизации собственной социально-экономической системы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции