Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Испытания "Булавы": упорство в ошибке?

Читать ria.ru в
Причины неполадок с «Булавой» специалисты объясняют по-разному. Неполадки возникали на разных стадиях полета – от первых минут до этапа разведения боевых блоков, что говорит о проблемах с надежностью и отработанностью различных ее узлов.

Блог автора

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Испытания «Булавы» должны возобновиться в конце текущего года – такое заявление было сделано представителем Главного Штаба Военно-морского флота России. Ожидается, что уже в 2009 новая баллистическая ракета должна поступить на вооружение вместе с подводной лодкой, для которой она разработана. Это ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий», головной корабль проекта 955.

Тем не менее, очевидно, что «Булава», известная также под индексами Р-30 (ВМФ), 3М30 (индекс главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны), РСМ-56 (индекс договора об СНВ) и SS-NX-30 (индекс НАТО), пока не оправдывает возложенных на нее надежд. Из семи проведенных испытательных пусков четыре были неудачными, а последний оказался, по официальной версии, «не вполне удачным».

Причины неполадок с «Булавой» специалисты объясняют по-разному. Неполадки возникали на разных стадиях полета – от первых минут до этапа разведения боевых блоков, что говорит о проблемах с надежностью и отработанностью различных ее узлов. Первопричиной неудач называют передачу разработки ракеты морского базирования непрофильному коллективу - московскому институту теплотехники (МИТ),который никогда не занимался подобными изделиями.

Наверное, проблемы «Булавы» могут быть решены, но для этого потребуется дополнительное время – не менее трех лет, в течение которых можно будет провести дополнительные 12-14 испытательных пусков, что отодвигает сроки вступления в строй как головного ракетоносца проекта 955, так и следующих кораблей этой серии. Это, в свою очередь, угрожает значительным ослаблением стратегических ядерных сил России в связи со скорым выводом из состава флота семи атомных подводных ракетоносцев проекта 667БДР, который должен произойти в начале-середине следующего десятилетия. Ранее предполагалось, что по мере вывода этих РПКСН из строя они будут заменяться на вводимые в состав флота подлодки проекта 955.

В то же время в составе ВМФ России остаются РПКСН проекта 667БДРМ, построенные в конце 80-х начале 90-х годов. В настоящее время подлодки этой серии проходят ремонт и модернизацию вооружения – с заменой ракет Р-29РМ на усовершенствованные ракеты Р-29РМУ2 «Синева». Недавние испытания этой ракеты с успешным пуском на рекордную дальность (11547 километров) подтвердили потенциал разработчика – КБ им. Макеева, традиционного создателя баллистических ракет для ВМФ.
Наблюдая за развитием ситуации в паре «Синева» - «Булава», невозможно в итоге не прийти к мысли об ошибке, которая была допущена в свое время с передачей разработки морских ракет московскому институту теплотехники. Сомнительное преимущество в виде унификации с «Тополем-М» (которая на самом деле отсутствует – достаточно сравнить внешний вид, размеры и массу этих двух ракет) – обернулась на деле потерянными годами и огромными расходами. При этом неизвестно, дадут ли эти расходы эффект. «Булава» имеет перед «Синевой» только одно реальное преимущество – меньшее время разгонного участка траектории, что усложняет ее перехват силами ПРО.

Однако «Синева», имея значительное превосходство по забрасываемому весу – 2800 килограммов против 1150, несет значительно более развитый комплекс средств прорыва ПРО. Кроме того, большая дальность полета позволяет отодвигать районы боевой службы этих лодок на максимальное расстояние от баз противолодочной авиации и ВМС НАТО.

В связи с создавшейся ситуацией возможным выходом является модернизация уже спущенного на воду «Юрия Долгорукого» и перестройка еще находящихся на стапелях его систершипов для использования баллистических ракет «Синева», благо диаметр «Синевы» позволяет использовать ее из шахт, предназначенных для «Булавы». Правда, «Синева» имеет несколько большую длину, что потребует некоторого увеличения высоты ограждения ракетных шахт.

Более серьезной преградой может стать различие стартов – «Булава» стартует из сухой шахты в режиме «минометного старта» (на ускорителях), а перед стартом «Синевы» шахты требуется заполнять водой, и ракета стартует на маршевых двигателях. Однако, эта проблема может быть решена. По информации из некоторых источников, КБ Макеева разработало вариант «Синевы» с минометным стартом, что позволяет запускать ракету из сухой шахты.

В случае, если этот вариант может быть испытан в ближайшее время, есть шанс ввести головной ракетоносец проекта 955 в строй уже в 2010 году, оснастив его «Синевой». У «Синевы» есть и еще одно важное преимущество: отработанность этой ракеты в серийном производстве позволяет развернуть ее серию быстро, не задерживая ввод в строй новых ракетоносцев, что позволит исключить «провал», вызванный выводом из состава флота подводных крейсеров проекта 667БДР.

Настало время исправлять ошибки?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала