МОСКВА, 11 ноя - РИА Новости. Новый законопроект мэра Москвы Юрия Лужкова о приватизации памятников архитектуры вызывает опасения в связи с отсутствием в России цивилизованных собственников, сказала в интервью РИА Новости один из инициаторов проекта и редактор сайта "Москва, которой нет" Юлия Мезенцева.
Ранее, по сообщению газеты "Коммерсант", мэр Москвы Юрий Лужков внес в Мосгордуму законопроект, регламентирующий продажу исторических зданий в Москве, где впервые говорится о возможности приватизации в столице объектов культурного наследия.
"Понятие собственности в России, к сожалению, сводится к тому, что "это мое, и не подходите сюда", - сказала Мезенцева, комментируя инициативу мэра.
Основная проблема, на ее взгляд, в отсутствие так называемой "памяти поколений" - "эта цепь прервалась во время революции и, к сожалению, пока не может быть восстановлена".
Новый законопроект предполагает включение в договор купли-продажи памятника обязательства для новых хозяев "по восстановлению и сохранению памятника истории и культуры", которые в каждом конкретном случае будет определять Москомнаследие.
По мнению собеседницы агентства, при передаче памятника в частные руки важен детально разработанный механизм выведения здания из частной собственности в случае несоблюдения обязательств новыми владельцами.
Иначе, по словам Мезенцевой, "могут возникать ситуации, подобные истории с Домом Пожарского, который отдали в частную собственность, а теперь не могут забрать обратно".
"Великолепный памятник архитектурного и историко-культурного значения стоит на Лубянке, затянутый сеткой, разрушается, с каждым годом утрачивается белокаменная резьба. Но никаких способов изъять его из частной собственности, передать кому-либо или хотя бы провести реставрационные аварийные работы не существует", - рассказала она, подчеркнув, что памятник был передан новым владельцам в хорошем состоянии, после реставрации.
Собеседница агентства также подчеркнула, что совершенно согласна с опасениями экспертов, которые говорят, что "при передаче архитектурного памятника в частную собственность в перечне объектов сохранения можно случайно забыть что-то указать, или сделать это намеренно".
По ее словам, эта проблема не надуманная, она существует и при аренде. Такой случай, как отметила Мезенцева, был со зданием клиники Усольцева на улице 8-го Марта.
"Там частично уничтожили историческую ограду, заменив ее на сайдинг. Потом Москомнаследие вынесло предписание о ее восстановлении", - добавила она.
Она также отметила, что существуют ситуации, когда у памятника архитектуры вдруг меняется адрес - "по БТИ у него один адрес, а в охранном реестре сохраняется вроде бы это здание, но у него адрес другой".
"Мы столкнулись с этой ситуацией, когда выясняли обстоятельства сноса дома на Русаковской улице, 13. При этом можно попытаться доказать арендатору, что он уничтожил памятник архитектуры, но он по букваедски предъявит бумажки, по которым все в порядке", - рассказала она.
Собеседница агентства также отметила, что даже если памятник архитектуры хорошо отреставрирован, но попасть в здание невозможно, то фактически для городской среды он потерян.
"Тем более, что большинство памятников ценны не только внешним видом, но и интерьерами, внутренним декором", - подчеркнула она.
Если закон будет принят, то первый список исторических зданий на продажу должен появиться к 1 июля 2009 года.