САНТЬЯГО, 9 ноя - РИА Новости. Иерархи и священнослужители РПЦ и РПЦЗ совершили литию (заупокойное богослужение) на единственном русском кладбище Чили в столице страны, городе Сантьяго, передает корреспондент РИА Новости.
Богослужение возглавили митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (РПЦ) и первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-американский Нью-Йорский Иларион. Вместе с ними об упокоении русских людей, закончивших свой земной путь в Чили, молились председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев и другие члены делегации, прибывшей в республику в рамках Дней России в Латинской Америке.
У часовни на кладбище во время богослужения установили чудотворную Державную икону Богородицы, привезенную из Москвы. "Вечную память" покоящимся здесь пропел знаменитый хор московского Сретенского монастыря.
"То, что происходит здесь сейчас, важнее многих политических событий. Это возвращение первоосновы существования нас как народа со своей трудной, но от этого не менее великой историей, которая, слава Богу, не прервалась", - сказал Косачев.
По его словам, "самый большой грех" - попытка лишить народ собственной истории, культуры и традиций.
Косачев также подчеркнул, что земля Чили для русских - не чужая. Сложившееся за многие годы единение двух культур можно было видеть сегодня на литургии в храме Иоанна Богослова, принадлежащем московскому патриархату. Служили иерархи РПЦ, а среди прихожан этого храма - только одна русская семья, остальные - чилийцы, как и духовенство храма. Служба проходила на церковно-славянском и испанском языках.
"Для нас это (приезд иерархов, литургия и лития на кладбище) - страшно волнительное и радостное событие. Это первое архиерейское богослужение на русском кладбище со времен похороненного здесь владыки Леонтия (архиепископа Чилийского, скончавшегося в 1971 году)", - сказал РИА Новости председатель русской колонии Чили, объединяющей около 300 активистов из числа русскоязычных жителей республики, Борис Гаузен.
Сам он - сын офицера белой армии, эмигрировавшего в Югославию, затем в Германию, а после Второй мировой войны в Чили, где живет с 1948 года.
Русское кладбище в Чили основано в 1954 году русскими эмигрантами, приехавшими из Европы и Харбина (Китай). Здесь похоронены представители известных княжеских родов Оболенских, Гагариных, известный петербургский архитектор Георгий Шретер. На кладбище можно увидеть и могилы иноверцев, чья жизнь была тесно связана с русскими людьми: есть еврейские, англиканские могилы, и даже одна мусульманская. Здесь похоронен начальник Дикой дивизии времен Врангеля полковник Кучук Улагай.
Всего на кладбище покоится 540 человек. "Есть еще площадка, рассчитанная на 500 могил", - отметил Гаузен.
Православие появилось в Чили в конце 19 века, когда сюда приехали арабские эмигранты из Палестины. Вскоре в Сантьяго был построен первый православный храм - Антиохийского патриархата, в страну прибыл митрополит Антиохийской церкви Илия.
В настоящий момент в Чили более 70 тысяч православных, из которых 10 тысяч - чилийцы по рождению, девять священников, из которых пятеро - чилийцы, на территории страны находится 15 православных церквей и часовен. Большая часть общин испаноязычна и находится в юрисдикции Антиохийского патриархата. Есть также греческий приход. Русских приходов в Сантьяго - два: один - РПЦ, другой - РПЦЗ (этот приход уже 15 лет содержит приют, в котором под присмотром нескольких монахинь живут около полусотни чилийских девочек-сирот).
Что касается соотечественников, то официально в посольстве РФ зарегистрированы 500 граждан России, но реально их существенно больше, особенно если учитывать русскоязычных выходцев из других стран СНГ. Первая группа эмигрантов, прибывших в послевоенные годы, состояла из 752 человек, высадившихся с парохода в чилийском порту Вальпараиса и вскоре построивших православный храм, а также основавших первое русское кладбище в городе. В нем служил арабский священник, учившийся в духовной академии Санкт-Петербурга и приплывший в Сантьяго вместе с русскими эмигрантами. Вскоре они создали свой хор, театр, школу, и через несколько лет их насчитывалось уже более тысячи. На месте старого храма был построен новый, позже появился дом престарелых.
Сейчас российская диаспора представлена тремя поколениями эмигрантов: 50-х годов - потомки белоэмигрантов, попавших в Чили из Европы и Азии после Второй мировой войны, 80-90-х годов и наших дней (в основном это люди, вышедшие замуж за чилийцев, преподаватели, работники компаний, экспортирующих в Россию чилийские продукты питания).