Рейтинг@Mail.ru
АПЛ, на которой произошло ЧП, технически полностью исправна - Высоцкий - РИА Новости, 09.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

АПЛ, на которой произошло ЧП, технически полностью исправна - Высоцкий

© РИА НовостиПодводная лодка класса "Нерпа"
Подводная лодка класса Нерпа
Читать ria.ru в
Дзен
Подлодка в воскресенье вернулась в пункт временного базирования в поселке Большой камень в Приморье. После возвращения на базу специалисты осмотрели отсеки атомной подводной лодки и пришли к выводу о ее полной технической исправности.

МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости. Российская атомная подлодка, на которой в субботу в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек и 21 пострадал, технически полностью исправна, сообщил журналистам Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий.

Подлодка в воскресенье вернулась в пункт временного базирования в поселке Большой камень в Приморье.

Как сообщил РИА Новости источник на Амурском судостроительном заводе, подлодка носит название "Нерпа" и проходила ходовые испытания в российских водах Японского моря. Испытания субмарины начались в конце октября и широко освещались в прессе. На прошлой неделе лодка в рамках ходовых испытаний совершила первое погружение.

Субмарина технически исправна

После возвращения на базу специалисты осмотрели отсеки атомной подводной лодки и пришли к выводу о ее полной технической исправности.

"Бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в ходе испытаний", - сказал главком ВМФ адмирал Высоцкий.

"Военно-Морской Флот будет принимать участие в расследовании причин этого происшествия и сделает все возможное для оказания помощи семьям погибших", - цитирует слова главкома пресс-служба ВМФ.

АПЛ оборудованы двумя системами пожаротушения: воздушно-пенной и лодочной объемной химической. Станции пожаротушения размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Огнегасителем является хладон 114В2 или фреон. После их срабатывания достаточно промыть отсеки от пены и провентилировать их.

Фреон быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом ядовит, и экипаж должен использовать индивидуальные средства защиты.

Данные экспертизы: люди погибли от фреона

Первые судебно-медицинские экспертизы подтвердили, что причиной гибели людей стало попадание в легкие газа фреона, сообщил в воскресенье РИА Новости официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

По данным СКП, жертвами инцидента на АПЛ стали 20 человек - трое военнослужащих и 17 гражданских лиц.

В списках погибших - 11 сотрудников Амурского судостроительного завода, среди них члены сдаточного комитета, инженер отдела ядерной безопасности, другие сотрудники, сообщил РИА Новости источник в руководстве Амурского судостроительного завода.

Похороны погибших пройдут за счет ВМФ и администрации Комсомольска-на-Амуре. Дата похорон пока не определена. Cемьям всех погибших и пострадавших, среди которых тоже есть сотрудники завода, будет оказана материальная помощь.

Что касается пострадавших, то они все госпитализированы. По данным военных медиков, 20 человек имеют отравление легкой степени, один человек - отравление средней степени. "Угрозы для их жизни нет, прогноз благоприятный", - сказал РИА Новости помощник Главнокомандующего ВМФ России - начальник Службы информации и общественных связей ВМФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало.

Всего на борту АПЛ было 208 человек, из которых 81 военнослужащий.

Уголовное дело военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту возбудило по статье 352 (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия) УК РФ. Создана следственная группа, расследованием дела занимается военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту. Назначены и уже проводятся судебно-медицинская, судебно-техническая и организационная экспертизы.

Полпред Олег Сафонов взял под личный контроль расследование трагического происшествия на подводной лодке. "По его указанию в поселке Большой камень, куда прибыла лодка, находится главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Лелюхин, который ежечасно информирует полпреда о ситуации", - сказал РИА Новости представитель департамента информационной политики полпреда.

Версии экспертов

Следствие считает, что говорить об окончательных причинах ЧП на атомной подводной лодке можно будет только по завершении экспертиз.

Однако эксперты уже высказывают мнение, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор.

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ России сказал РИА Новости, что атомная подлодка "Нерпа" находилась на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки.

"Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия", - сказал источник.

"Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно", - сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что обычно при срабатывании системы пожаротушения поступает сигнал тревоги, так называемый ревун, который предупреждает экипаж об опасности поступления газа.

Авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках подобного типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.

По его словам, эти лодки большого водоизмещения - более восьми тысяч тонн, а экипаж всего около 70 человек. "На лодках военно-морских сил США подобного типа экипаж в два раза больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику", - сказал Илларионов.

По его мнению, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, так как на АПЛ находилось очень много гражданских лиц.

Особенностью фреона, которым заправлены системы пожаротушения, является то, что он быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом очень ядовит. "В малой концентрации он вызывает опьянение, а в более масштабных - летальный исход", - сказал Илларионов.

По его словам, при подаче этого огнегасителя все опытные подводники тут же одевают персональное дыхательное устройство (ПДУ). Экипаж обязан не только постоянно носить это устройство при себе, но и уметь пользоваться им. "Эти действия доводятся подводниками до автоматизма. Дышать этим аппаратом можно в течение 20 минут", - рассказал эксперт.

"Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться", - заметил он.

ПДУ является системой замкнутого дыхания, и если человек ни разу не опробовал ее, то в экстренном случае он не сможет ею воспользоваться, пояснил он.

Бывший подводник считает, что подобная авария, тем более если она произошла в носовом отсеке, не является серьезной для такой лодки. "Такая авария отношений к ядерной энергетической установке не имеет... Это не тяжелая авария для подобной АПЛ. Очень жаль, что погибло и пострадало большое количество людей", - сказал эксперт.

По его словам, произошедшая авария может быть признаком системных проблем организации испытаний - в это время на лодке находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень трудно организовывать.

"Во времена СССР мы в год сдавали по три-пять подводных лодок, а сейчас одну лодку в пять лет. Люди забыли об осторожности и утратили специальные навыки. К сожалению, мы утратили кадры и драгоценнейший опыт в этой области", - сказал Илларионов.

Завод и лодка

Атомная подводная лодка "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б"), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

Амурский судостроительный завод начал работать в 1936 году. За 72 года здесь было построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала