7 ноября исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Францевича Милляра, который, по его собственному признанию, "представлял нечистую силу в кинематографе". Он играл чертей, кикимор, водяных и был лучшей Бабой Ягой Советского Союза и мечтал о роли Суворова. Зрители всегда обожали его героев, но звание народного артиста ему присвоили только к 85 годам.
"Анкета - нездоровый интерес к чужой биографии"
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, который приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. В России его очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева.
Их сын рос окруженный роскошью, родительской любовью и гувернантками-француженками - на соотечественницах настоял отец. Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой: сыну еще не исполнилось и трех лет, когда отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
В 1914 году, опасаясь предреволюционных волнений, мать Георгия Милляра решила отправить сына подальше от неспокойной Москвы - к деду в Геленджик. Там он прожил больше 5 лет.
В 1917 году их шикарная квартира превращается в коммуналку (Георгию Милляру с мамой выделяют только одну комнату - в ней актер жил почти до 70-летнего возраста), фамильные драгоценности обмениваются на хлеб, а от аристократической приставки "де" в фамилии будущий актер избавится сам - из де Милье он превращается в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого: в "личном деле" на киностудии всегда указывал, что "родился в семье служащих", "языков не знает" (хотя в детстве свободно владел и французским, и немецким) и "два раза был в командировке в Польше". Францию он так и не увидел.
Тем не менее до самой смерти Георгий Милляр повторял: "Произошла ошибка. Я родился в день не той революции…". Под "той революцией" он подразумевал День взятия Бастилии и только 14 июля считал настоящим праздником. Его он никогда "не пропускал". Он не был диссидентом, не пытался бороться с режимом и никогда не стремился уехать из страны, хоть и была такая возможность.
Субординация - никогда не напоминай слону, что его сделали из мухи.
С ранних лет вместе со своей тетей - театральной актрисой - Георгий Милляр ходил в театры и уже тогда полюбил лицедейство. Милляр потом рассказывал, как впервые в 7-летнем возрасте попробовал на себе "грим", решив преобразиться в Мефистофеля из "Фауста": разрисовал лицо химическим карандашом, скорчил страшную гримасу и выскочил в таком виде к близким родственникам. Но они, вместо того чтобы испугаться, дружно засмеялись…
После окончания школы в Геленджике, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр, но мечтал о большем - о карьере актера. И в 1920 году он получил свою первую роль. Неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре, постоянно торчавшем за кулисами и знавшем наизусть все диалоги.
Ни о чем не подозревающая публика в тот вечер искренне аплодировала очаровательной Золушке - 17-летнему Георгию Милляру. После этого дебюта к нему присмотрелись внимательнее и даже стали поручать характерные роли.
Через четыре года Георгий Милляр переехал в Москву и поступил в знаменитую студию при Театре Революции (сейчас - Театр имени Маяковского). Позднее актер не без юмора вспоминал, что был тяжелым учеником: "…многие преподаватели бросили бы меня, если бы к их нетерпению не примешивалось чувство профессиональной любознательности, вызванное, как говорят в театральной среде, трудностью материала".
В 1927 году, после окончания школы, Милляр стал актером этого театра и с успехом играл в нем больше десяти лет. Его партнерами по сцене были настоящие звезды - Мария Бабанова и Сергей Мартинсон. Да и сыгранные им роли говорят о многом - герцог Альбано в "Озере Люль", граф Лудовико в "Собаке на сене", атташе в "Голгофе" и аптекарь в "Ромео и Джульетте", Болтиков в "Инге", Имангужа в "Поэме о топоре" и т. д.
"Актер - кладбище неигранных образов"
Но Георгия Милляра манил кинематограф, и в 1938 году 35-летний актер навсегда ушел из театра. Его сманила роль вздорного царя Гороха в фильме "По щучьему велению". До Александра Роу чудеса на экране либо рисовались, либо изображались в кукольной мультипликации. Но Роу решил снимать фильм с живыми актерами, и пластичный Милляр был просто необходим для рискованного эксперимента. Тогда и началась многолетняя и плодотворная дружба двух главных сказочников Советского Союза.
Режиссерский дебют Роу удался, и уже в следующем году режиссер снял фильм "Василиса Прекрасная", в котором Георгий Милляр играет сразу три роли - гусляра, старика-отца и Бабу Ягу. Это был всесоюзный фурор. Приступая к съемкам этого фильма, Александр Роу перепробовал на роль Бабы Яги всех характерных актрис, включая Фаину Раневскую. Но было решено, что мужчина в юбке – страшнее.
В 16 фильмах своего друга Георгий Милляр сыграл 30 ролей. Всего же в его творческой биографии 80 персонажей. Не всегда сказочных, но эти запомнились зрителю больше всего - Старик и Баба Яга ("Василиса Прекрасная"), Кащей ("Кащей Бессмертный"), Шут и Колдунья ("Новые похождения Кота в сапогах"), Черт ("Вечера на хуторе близ Диканьки"), Квак ("Марья-искусница"), Церемониймейстер ("Королевство кривых зеркал"), Баба Яга ("Морозко"), Чудо-Юдо ("Варвара-краса, длинная коса").
"Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди"
"Самая обаятельная нечистая сила" - таким титулом наградили Георгия Милляра юные зрители на одном из детских кинофестивалей. Он и сам говорил: "Я работаю в области сказок". Ведущий сказочный актер одну только Бабу Ягу сыграл около 10 раз.
"Не женская это роль, - говорил он Роу. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю".
Милляр любил, чтоб было пострашнее. Когда он появлялся во дворе киностудии в костюме самой первой своей Бабы Яги на съемках "Василисы Прекрасной" - с черным лицом, клыками, огромным крючковатым носом, в грязных лохмотьях и с горбом - дети с плачем разбегались в разные стороны.
К новым ролям Георгий Францевич подходил с потрясающей самоотверженностью. Например, на территории Ялтинской киностудии, где Александр Роу снимал почти все свои сказки, был заброшенный бассейн. Там Георгий Францевич каждое утро занимался гимнастикой - подолгу крутил длинную палку вокруг шеи, пояса и ног. "Францыч, что ты делаешь?" - спросил как-то один из актеров. "Полезно для уравновешивания мозгов", - отшутился Милляр. А потом все поняли, что он делал это не просто так - увидев, как лихо Баба Яга в "Морозко" орудовала метлой.
Актеры, гримеры и костюмеры, с которыми работал Милляр, в один голос говорят, какой это был увлеченный и изобретательный актер. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои "фишки" (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий (например, "ква-ква-квалификация" в "Королевстве кривых зеркал" - это его идея).
Кстати, играть Кащея Бессмертного Милляр сначала не хотел. "Не могу!, - твердил он Роу. - Таланта не хватит!" Но однажды он сбрил себе волосы и брови и в таком виде пришел на киностудию. "Все понятно, Милляр готов играть", - сразу догадались коллеги. Георгий Милляр частенько так делал, чтобы облегчить работу гримерам.
Правда, съемки "Кащея Бессмертного" - это был тот редкий случай, когда грим актеру почти не понадобился. Сказку снимали во время войны, Милляр во время эвакуации в Душанбе заразился малярией и превратился практически в "живой скелет". "Весил 45 кг с ботинками", - шутил над собой актер.
Премьера "Кащея Бессмертного" с Георгием Францевичем в главной роли состоялась 9 мая 1945 года, и победа над Кащеем символизировала разгром фашистов. Кинотеатр не смог вместить всех желающих увидеть картину, и экран вынесли на площадь.
"Сказка должна отражать философию эпохи, а не гнаться за дешевой злободневностью. Тогда она не устареет", - как-то заметил Милляр.
Но Георгий Милляр снимался не только в сказках. Он сыграл щуплого старичка-шахматиста в "Кавказской пленнице", шута Балакирева в "Балладе о Беринге и его друзьях", вождя хапов Гы в фильме "Шаг с крыши", дядю Яшу в музыкальной комедии Владимира Гориккера "Серебряное ревю" и т. д.
Милляр продолжал играть в кино почти до самой смерти. Снялся в фильмах "Война и мир" Сергея Бондарчука, "Волшебная лампа Аладдина" Бориса Рыцарева, "Кавказская пленница" Леонида Гайдая, "Шестой" Самвела Гаспарова и во многих других картинах. А его голосом говорят многие герои мультфильмов.
"Милляр - культ неприличности"
Многие поклонники творчества актера считали, что Милляр внешне похож на философа Вольтера. И действительно, Милляр любил порассуждать, отдавая предпочтение жанру афоризма в своем знаменитом "Алфавите". И его шутки нисколько не уступают остротам его знаменитого соотечественника.
В "Алфавите Милляра" есть несколько изречений на тему алкоголя: "Алкоголь - посредник, примиряющий человека с действительностью", "Алкоголь - как бы "хлороформ", который временно обезболивает человеку соприкосновение с жизнью", "Баланс. Одна утренняя рюмка нужнее двух вечерних".
Коллеги актера утверждали, что он "не надирался вдрызг", но всегда был слегка подшофе. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: "Вот смотри у меня! - угрожал он Милляру. - Все маме расскажу!" Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.
"В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, - вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм "Юбилей Милляра". - Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: "О, о, о, я за молочком", - возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко. Милляр предпочитал дешевенький портвейн "Кавказ" и тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна".
За артистом водился еще один грешок - страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл "Стариком Похабычем". Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.
"Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни, - считает Юрий Сорокин. - Все нормальные люди пьют коньяк, а Милляр - одеколон. Это тоже была игра. Он называл себя "Стариком Похабычем", придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А посмотрите внимательнее на его Бабу-ягу - бабуся такие неприличные жесты себе позволяет! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром".
"Официальные лица не относились к Милляру серьезно: "Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек". А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров", - вспоминает режиссер.
"Лучше постареть, чем устареть!"
"Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…" - сказала изумленная 60-летняя женщина в ответ на предложение о замужестве от пожилого соседа по коммуналке. "А я и не мужчина…- произнес Милляр. - Я Баба Яга".
Семью Георгий Милляр создал только в 65 лет, после смерти мамы, да и то по требованию Александра Роу. Когда у актера за стеной поселилась соседка Марья Васильевна, режиссер позвонил Милляру и потребовал: "Женись! Близко. Провожать не надо". Свадьба была кинематографическая: гуляли в экспедиции, в Звенигороде, в первый день съемок фильма "Варвара-краса, длинная коса".
По словам соседей, это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой, ни разу не обидел дурным словом. Самым "страшным" ругательством было "ну, Маня, ты меня достала!"
"Единственный Кащей, который не считает себя бессмертным"
Георгий Милляр умер 4 июня 1993 года - чуть-чуть не дотянув до 90-летия. Ни дачи, ни персональной машины артист так и не заработал, официально стал народным лишь в 85 лет.
Ближе к 70 годам ему дали 2-комнатную квартирку на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. "Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже", - просила Марья Васильевна. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить: "… До метро я и на трамвайчике доеду", - говорил он.
Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Милляр разрешил ей взять самый понравившийся. "А можно я возьму все?" - попросила девочка, и он отдал все.
Однажды его пригласили в киноконцертный зал "Россия", вспоминает Юрий Сорокин: "Я приехал к нему в гости и вижу - на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба Яга и подписано: "С любовью, Г. Ф. Милляр". "Что это?" - спрашиваю. "Да вот, Юречка, я узнал, что в "России" 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек", - ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застегнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили...".
Картинки разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.
В одном из последних интервью Георгий Милляр признался: "Сказочные образы - моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов - вот о чем я, грешный, мечтаю".
После его смерти среди небольшой стопки документов, наград и фотографий обнаружили пожелтевший листочек со стихами, которые Милляр написал накануне своей смерти.
Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости -
Вот что пишите на гробе моем.
А сниматься? Когда же? Скорее же!
Впереди только темный лес.
Сыграть бы хоть пьяного сторожа,
На березу который полез.
Не нужна мне жена чужая
И ролей чужих не хочу,
Но найдется же роль такая,
Чтобы мне пришлась по плечу…
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников