Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Выставка военно-морской техники и вооружения EURONAVAL-2008, на которой поначалу не ожидалось сенсаций, имеет, однако, шанс войти в историю. Главком ВМФ России адмирал Высоцкий, посетивший выставку, живо заинтересовался возможностями крупнейшего французского судостроителя Thales по строительству авианесущих кораблей.
Группа компаний Thales - один из крупнейших «военных» концернов Европы. Входящие в концерн предприятия проектируют и выпускают продукцию разных классов, от электроники до боевых кораблей. В частности, компания Thales Naval - один из основных проектировщиков перспективных британских авианосцев типа CVF и близкого к ним по размерам и ТТХ французского перспективного проекта PA2.
Слухи о том, что проект нового авианосца для русского флота будет во многом повторять CVF/PA2, ходили уже давно – этот проект среднего для современных авианосцев размера (60-70 тысяч тонн) является оптимальным для России по своим возможностям и стоимости. Однако, повторение проекта – одно, а потенциальная постройка корабля для ВМФ во Франции – совсем другое, и для оценки подобных планов мы должны обратиться к истории.
В прежние времена, особенно на рубеже XIX-XX веков, Россия неоднократно использовала зарубежные верфи для пополнения своего флота – «русские заказы» строились на верфях США, Великобритании, Франции, Германии, некоторых других стран. Причина обращения к зарубежным контрагентам была проста: возможности отечественной промышленности отставали от роста потребностей флота, который нуждался во все возрастающем количестве современных кораблей. Зарубежное происхождение имели многие знаменитые боевые единицы: крейсер «Варяг», канонерская лодка «Кореец», броненосец «Цесаревич» и ряд других.
После революции и гражданской войны, выяснилось, что промышленность СССР не способна в требуемый срок обеспечить флот нужным количеством вымпелов. Потому СССР прибегал к помощи из-за рубежа как в проектировании кораблей нового поколения (подлодки типа «С», эсминцы проекта «7», крейсера проектов 26 и 68, линейные корабли проекта 23 и др.), так и к закупкам: заграничное происхождение имел лидер «Ташкент», крейсер «Петропавловск», а также большое количество оборудования для кораблей, строящихся на своих верфях. С началом Великой Отечественной войны и поставок по ленд-лизу количество боевых единиц зарубежной постройки в составе флота резко выросло.
Корабли зарубежной постройки находились в составе флота и в позднесоветскую эпоху. Достаточно вспомнить что подавляющее большинство десантных кораблей ВМФ СССР имело польское происхождение.
В настоящее время российская судостроительная промышленность находится не в лучшем состоянии – регулярный срыв сроков постройки различных кораблей и подлодок – ясное тому свидетельство. В этих условиях сотрудничество с зарубежной фирмой сможет оказаться весьма эффективным. Такое сотрудничество может осуществляться в разных формах: от приобретения готового проекта авианосца и постройки его у себя с помощью иностранных специалистов (и параллельным обучением своих), до постройки головного корабля при участии российских рабочих и инженеров за рубежом с последующим серийным строительством в России.
Пример последнего уже есть. В свое время на верфях Тулона для российского флота был построен эскадренный броненосец «Цесаревич». Доработанный российскими инженерами проект послужил основой для строительства серии из пяти броненосцев типа «Бородино». К сожалению, судьбу серии нельзя назвать счастливой – из шести кораблей только «Цесаревич» умер «своей смертью» - будучи разделанным на металл. Три из пяти «Бородино» погибли в Цусимском сражении, один – сдался японцам в плен, чтобы много лет спустя быть расстрелянным в качестве мишени а последний – «Слава» пережил своих систершипов на 12 лет и погиб в октябре 1917 года в Моонзундском сражении.
Стоит надеяться, что новые корабли, если они будут построены, окажутся счастливее предшественников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции