Выдержки из выступления заместителя государственного секретаря по публичной дипломатии и общественным вопросам Джеймса Глассмана на брифинге по вопросам публичной дипломатии США и войны идей.
Вашингтон, округ Колумбия, 28 октября 2008 года:
«Лица, занимающиеся публичной дипломатией, преследуют те же цели, что и лица, ответственные за внешнюю политику и национальную безопасность. Главными задачами является ослабление угрозы Америке и продвижение свободы. В публичной дипломатии мы выполняем эти задачи, взаимодействуя с международной общественностью: достигаем взаимопонимания, информируем, привлекаем на свою сторону и оказываем на нее влияние. Нашими инструментами являются идеи, слова и дела»
Три категории «публичной дипломатии» США
«Публичную дипломатию можно разделить на три категории: первое - донесение точки зрения Америки, объяснение нашей политики и наших принципов миру; второе - осуществление культурных и образовательных обменов в рамках проверенных временем программ, таких как программа Фулбрайта; и третье - ведение войны идей, о чем я и хочу сегодня с вами поговорить.
Первая категория, донесение точки зрения Америки, касается главным образом нас. Вторая категория, обмены, затрагивает и нас, и их. Третья категория, война идей, относится главным образом к ним. В последние четыре месяца мы стали уделять особое внимание войне идей, однако мы не забываем о первых двух категориях, о традиционной публичной дипломатии. На нее мы тратим большую часть наших денег. Обмены являются нашей главной ценностью, за время работы нынешней администрации их стало гораздо больше, они способствуют распространению уважения и доверия к Соединенным Штатам за рубежом.»
«Приносит ли война идей результаты?»
«Приносит ли война идей результаты? Мы твердо убеждены в том, что «Аль-Каида» в конце концов уничтожит сама себя, и, как мы увидели в иракской провинции Аль-Анбар, мы можем ускорить этот процесс, рассказывая о насилии членов этой организации над женщинами, детьми и собратьями-мусульманами, и рассказывая о том, как ее бывшие сторонники становятся ее противниками. Одна из важнейших перемен, произошедшая в последние годы, заключается в том, что поддержка Усамы бен Ладена в мусульманских странах резко снизилась, то же самое можно сказать и о поддержке террористов-смертников»
Три причины, по которым «очень, очень любят, очень любят Соединенные Штаты»
«Тот вывод, к которому я пришел, состоит в том, что существуют три причины, по которым в некоторых частях света – сейчас мне хотелось бы отметить некоторые из них – например, в Африке Соединенные Штаты очень, очень любят, очень любят Соединенные Штаты в большей части Азии, то же самое можно сказать о таких странах как Индия, Япония, Южная Корея. Главный географический район враждебности по отношению к Соединенным Штатам – это Европа, по крайней мере большая ее часть, и Ближний Восток, а также некоторые другие, преимущественно мусульманские страны.
Причин здесь, по моему мнению, три. Первая состоит в том – и это не просто я так думаю, я знаком и с исследованиями в этой области. Первая причина – люди понимают, что мы – самый крутой парень в округе, и мы, в конечном счете, так же как Португалия, Финляндия, как Индонезия, - мы будем преследовать наши государственные интересы. То есть, они это понимают. Но им не нравится то, что им кажется, что мы их не слушаем и не уважаем их точку зрения, когда мы формулируем свою собственную политику. И независимо от того, оправдана ли эта критика или нет, именно здесь мы должны предпринять усилия, что мы и делаем.
Вторая проблема состоит в том, что, как мне кажется, мы плохо объясняем некоторые наши конкретные действия и принципы. Я думаю, например, что наиболее пагубное искажение, и это очень опасно, связано с представлением о том, что Соединенные Штаты и Запад, в данном случае, якобы собираются уничтожить ислам и заменить его на христианство. Если вы посмотрите на опросы в мусульманских странах, то там 80, 90 процентов молодых людей согласны с такой постановкой вопроса. И нам нужно более серьезно этому противодействовать.
И, наконец, существуют разного рода политические действия, и, соответственно, во всем мире есть люди, несогласные с нашей политикой. В конце концов, это не означает, что мы будет проводить глобальное голосование по поводу любых наших действий. Но также понятно, что следует ожидать определенных последствий, если люди не согласны с вашей политикой. Одним из такого рода последствий может быть то, что, скажем, вас начинают меньше уважать и вам меньше доверяют.
Мы рассмотрели эти проблемы в широкой перспективе, и многое из того, что мы делаем, носит долгосрочный характер, как это происходит и в случае с работой по программе обменов Фулбрайта. По этой программе мы ежегодно приглашаем в США 50 000 человек. В 1990-е годы эти программы были существенным образом сокращены, и мне кажется, что мы уже чувствуем сегодня результаты всех этих сокращений. Я также считаю, что в том числе и поэтому в мире ухудшилось отношение к Соединенным Штатам».
Чем занимается "Команда по внешним цифровым контактам"
«Программу "Команда по внешним цифровым контактам" начала осуществлять моя предшественница. «Наши сотрудники посещают» популярные веб-сайты обмена мнениями, в ряде случаев в блоги - и говорят об американской политике, исправляют допускаемые ошибки и дают людям ссылки на фактические документы. Они заявляют, что работают на Государственный департамент США. Они выходят в эфир на арабском, фарси и урду, и мы также собираемся привлечь в нашу команду нескольких русскоговорящих членов. Я считаю, что эта команда работает очень хорошо. Вот одно из направлений, которыми мы занимаемся».
«В 2006 году президент поручил заместителю госсекретаря координировать деятельность различных ведомств – Государственного департамента, Агентства международного развития США, министерства обороны и разведывательных организаций – в войне идей, и это стало моей основной задачей. В войне идей наша главная цель заключается не в изменении мнения иностранцев о Соединенных Штатах, а в изоляции и ослаблении угрозы жестокого экстремизма – не бомбами и пулями, конечно, а словами, идеями и делами. И, как я уже отметил, объектами войны идей являются они, а не мы.»
«Каждому члену нашей команды известна наша миссия – создание такой обстановки в мире, в которой не будет места жестокому экстремизму – и мы добиваемся этого двумя путями. Во-первых, мы боремся с идеологией, которая оправдывает и поощряет насилие. Мы пресекаем приток новых последователей.»
Перевод РИА Новости